В конце 1979 года, по рекомендации некого общего знакомого, Шевчук
был приглашён в безымянную группу, которая репетировала в местном ДК
«Авангард». Так в 1980 году появляется рок-группа, которая скоро станет
известна как «ДДТ».
К этому времени Юрий писал стихи, и исполнял их под гитару. Ребята
начали выступать на студенческих вечерах, в ресторанах, кинотеатрах и
домах культуры — практически на любых площадках. Они даже записывают
свой первый магнитоальбом из семи песен, известный сегодня под названием
«ДДТ-1». Репертуар группы балансирует между популярными в те годы
хард-роком, рок-балладами, ритм-энд-блюзом и рок-н-роллом, и почти сразу
в песнях начали проявляться фольклорные интонации. В 1982 году
«Комсомольская правда» объявила Первый демократичный Всесоюзный конкурс
«Золотой камертон», в котором принимали участие группы со всей страны,
присылая свои записи. Группа Шевчука прошла первый тур и возникла
необходимость в официальном названии коллектива. Тогда и родилось
название «ДДТ».
А группа стала лауреатом этого конкурса с песней «Не стреляй». На этом
«Камертоне» Шевчук познакомился с ещё одними конкурсантами, череповецкой
группой « Рок-сентябрь », которая располагала уникальным по тем
временам арсеналом технических средств и предложила записаться вместе. В
начале 1983 года Шевчук отправился в Череповец, но в планах лидеров
«Рок-сентября» были записи идеологически проходных песен в духе « Землян
» и трудоустройство в одну из провинциальных филармоний. После
двухмесячных конфликтов, Шевчук и Сигачёв с помощью музыкантов
«Рок-сентября» и их звукорежиссёра Юрия Сорокина, записали альбом,
который получил название « Компромисс » (1983).
Записи быстро разошлись по стране, впервые поставив имя ДДТ и Шевчука на один уровень со звёздами питерского рок-клуба. В мае 1983 года ДДТ
посещают Москву и успешно выступают в программе официального фестиваля
«Рок за мир» на стадионе « Лужники », но кадры с выступлением Юрия
Шевчука вырезает бдительная цензура и в телеэфир его песни не попадают. В
1984 году после выхода альбома « Периферия », который рисовал
правдивую, а поэтому не особо привлекательную картину жизни в глубинке,
отношения с властями снова складываются неудачно. Концерты несколько раз
запрещают, но это лишь прибавляло молодым музыкантам популярности среди
слушателей. В итоге Шевчука вызывают в местные отделения КГБ СССР и
ВЛКСМ и предлагают во избежание более серьезных неприятностей покинуть
Уфу. В подтверждение тому в прессе начинается травля Шевчука, которого
даже называют «агентом Ватикана », а группе запрещают записываться на
студиях. Некоторые поклонники (в том числе и незнакомая тогда с ним
лично будущая жена Юрия — Эльмира) собирают подписи в поддержку группы.
Вначале музыканты переехали в Свердловск, где Юрий Шевчук играл в
группе « Урфин Джюс » на танцах, но вскоре ему пришлось уехать и
оттуда. Шевчук колесит по стране, выступает на квартирах друзей. Так в
марте 1985 года с ещё никому не известным Александром Башлачёвым Шевчук
сыграл на полулегальном концерте в Ленинграде — чудом сохранившаяся
запись этого концерта в 1995 году была опубликована под названием «
Кочегарка ». В 1985 году Шевчук часто бывает в Москве и опять играет на
«квартирниках» — соло или дуэтом со скрипачом, гитаристом и певцом
Сергеем Рыженко. Один из таких концертов был записан и позднее разошелся
по стране как альбом «Москва. Жара» (1985). В конце 1985 года Юрий
окончательно переезжает с семьей в Ленинград, где как и многие
представители его поколения — молодые рок-музыканты и художники, он
работает дворником, кочегаром, ночным сторожем и активно пишет песни. В
канун нового 1987 года Шевчук собирает новый состав «ДДТ»: Шевчук, Андрей Васильев (гитара), Вадим Курылев (бас-гитара, вокал) и Игорь Доценко (барабаны). Весной 1987 года — «ДДТ»
представляют свою концертную программу на 5-м Ленинградском
Рок-фестивале, где признаются его главным открытием. В том же году
Шевчук играет на видеофестивале «Рок-87», на всесоюзных рок-фестивалях в
подмосковной Черноголовке (июнь) и Подольске (сентябрь). Летом 1988 «ДДТ»
повторяет свой успех на 6-м фестивале рок-клуба, триумфально проезжает с
концертами по всей стране от Балтики до Камчатки и записывает альбом
своих лучших песен « Я получил эту роль » (1989) для ленинградского
отделения фирмы «Мелодия». Во время работы над альбомом в группу влился
знаменитый джазовый саксофонист-флейтист Михаил Чернов.
|