"История Рока" - часть 6.
Procol Harum
Gary Brooker вокал, фортепиано
Mick Grabham гитара
Pete Solley клавишные
Chris Copping бас
Barrie Wilson ударные
Брукер, Коппинг и Уилсон, вместе с гитаристом Робином
Трауэром были сначала членами группы The Paramaunts в
Сотенде, Англия, которая выпустила серию неудачных синглов
на фирме Parlophone между 1963-65 годами. Один из них был
версией классической ритм-н-блюзовой композиции Poison Ivy
ансамбля Coasters. Однако Procol Harum была составлена дишь
тогда, когда клавишник и певец Гари Брукер, старый поклонник
музыки И.-С. Баха, взял дело в свои руки, и пригласил поэта
Кита Рейда написать тексты к его новому, более оригинальному
материалу. После нескольких встреч и обсуждений Брукер и
Рейд пришли к созданию музыки, сочетающей в себе особенности
современного рок-н-ролла, ритм-н-блюза и, в то же время,
находящейся под сильным влиянием классической музыки,
особенно, музыки барокко.
После объявлений в английской музыкальной прессе, они
собрали свой первый состав, который, кроме Брукера, включал
в себя ударника Бобби Харрисона, гитариста Рэя Ройера,
органиста Мэтью Фишера и басиста Дэвида Найтса. Именно в
таком составе Procol Harum выпускает свою первую
гипнотическую композицию A Whinter Shade Of Pale в мае 1967
года. К общему удивлению, сингл оказался чрезвычайно
успешным, и в несколько недель он проскочил к первой позиции
в списках, опередив записи всех прочих музыкальных жанров,
которые продавались в те дни. В США он тал пятым. За полтора
месяца после издания было продано 2.5 миллиона экземпляров,
а общий тираж составил 5 миллионов.
Но хотя музыкальная индустрия и признала их новым,
необычайно успешным феноменом ("ансамблем одной песни"),
разногласия внутри группы привели к кризису. Уходят из
ансамбля Ройер и Харрисон, причем последний оказался
обиженным тем, что при записи сингла ему предпочли
сессионного ударника. Некоторое время в прессе муссируются
слухи, что Harum распадется. Во всяком случае, казалось
совершенно очевидным, что группа оказалась не готовой к
столь массовому успеху.
Но в это время менеджер, продюссер и записывающие фирмы
начали за коллектив настоящее сражение. Группа
перегруппировалась с приходом бывших членов Paramaunt
Уилсона и гитариста Робина Трауэра и записала в конце того
же года альбом [1], который быстро стал популярным за
границей, но из-за договорных соображений был издан в Англии
только через полтора года. В это время группа выступает
достаточно редко.
Вскоре они выпустили следующий сингл, Homburg, который,
в целом, был расширенной переработкой A Whinter Shade Of
Pale - он попал в десятку лучших в списках. Затем
последовалидва великолепных альбома [2] и [3], которые
многими критиками рассматривались позже как их наиболее
существенные достижения. Ведущему композитору группы Гари
Брукеру (род. 29.05.45) удалось "впервые соединить энергию и
настроение американского ритм-н-блюза с угасающими в роскоши
звуковыми измерениями европейских романтических традиций"
(Rolling Stone) в сочиненных им сгущенных, с трагической
ноткой, мелодиях, как, например, в упомянутой Homburg. Рейд
писал причудливые, сюрреалестические тексты, наполненные
ассоциациями и игрой слов, в которых часто варьировались
темы смерти, секса и насилия. За себя говорят и названия
песен: "Бледнее тени белой", "Дьявол приходит из Канзаса",
"Мечта мертвецов", "Молоко человеческой доброты".
Хотя продажа всех последующих дисков, после [1], была
достаточно умеренной и не превышала 100,000 экземпляров,
даже коммерчески ориентированная пресса превозносила их
классические секвенции, которые характеризовали музыку
ансамбля: "Мрачной элегичностью и феерической
инструментовкой своей морской фантазии A Salty Dog,
великолепно представленной на сцене, музыканты заставляют
вспомнить глубину Джозефа Конрада Прозы и олимпийское
волшебство концертной работы Ричарда Роджерса Victory At
Sea".
Они были особенно успешны в США, где их первые гастроли
в 1969 году были встречены с откровенным восторгом. Однако
вскоре группа вновь вступила в период разногласий и
разочарований. В середине этого года из группы ушел Мэтью
Фишер, ставший соло-артистом и продюссером. За ним, чуть
позже, последовал Цэвид Найтс. Их место занял еще один
бывший член Paramaunts Крис Коппинг, и, как квартет,
ансамбль выпустил неоднородный диск [4] и довольно
посредственный [5].
А затем ансамбль покинул Робин Трауэр, чье
разочарование становилось все более очевидным после каждого
нового альбома. Он сформировал группу Jude, а позже,
собственную команду Robin Trower Band (см. сборник
"Британский блюз и ритм-н-блюз").
И снова группа вынуждена обращаться к объявлениям в
музыкальной прессе, в результате чего, в ансамбле появляются
новички: гитарист Дэйв Болл, из коллектива Big Berta, и
басист Алэн Гартрайт, из группы Брайена Дэвисона Every Which
Way.
В ноябре 1971 года они отправились в Канаду для
совместного выступления с Эдмонтским симфоническим
оркестром. Организация выступления встретила значительные
трудности и не получила практически никакого резонанса, но
явившийся результатом этого концерта "живой" диск [6]
оказался поворотной точкой, вновь представив ансамбль, к
удивлению публики, творческой силой.
Во всяком случае, этот альбом достиг такого
критического успеха и признания публики на
североамериканском континенте, что группа отложила
планировавшиеся сессии по записи нового альбома, и
предприняла чрезвычайно успешное американское турне. Со
временем, они возвращаются в студию, для записи диска [7]. К
этому времени из ансамбля ушел Болл, а на лидер-гитаре стал
играть бывший член группы Cookies Мик Грэбхэм. Состав
оказался достаточно стабильным, а этот альбом - наиболее
удовлетворительной студийной работой ансамбля за это время.
Цурнал Rolling Stone писал: "Погружением в себя Procol Harum
находит выход из тупика вылощенности и самопородии, в
который она угодила".
Однако, хотя группа не жаловалась на недостаток
популярности, дома, в Англии, она так и не смогла добиться
статуса, равного американскому. Не смотря на повторное
издание сингла A Whinter Shade Of Pale, который вновь попал
в 1972 году в десятку лучших, а так же хитовый успех
композиции Pandora's Box осенью 1975 года. В 1976 году их
еще отличали качества, которые ранее принесли им признание -
грамотная лирика Рейда, исключительная фортепианная работа
Брукера, и очень важным для студийного и концертного звука
стала игра невероятно мощного ударника Би Джи Уилсона. Но в
целом, после девяти альбомов, было очевидным, что Harum все
больше скатывается в тень своей былой славы. Альбом [10]
чуть задержал путь к творческому упадку. Более
квалифицированно, чем на предыдущем диске, была выполнена
записьи лучшими композициями на альбоме оказались Year Of
The Claw (единственная, чья музыка была написана не
Брукером, а гитаристом Грэбхэмом) и прелестная пьеса The
Worm And The Tree, занимающая всю вторую сторону пластинки.
Однако, когда в 1977 году, в поисках сольного успеха группу
покинул Мик Грэбхэм, ансамбль не смог найти ему замену, и
распался в 1978 году.
Дискография Procol Harum
1. Procol Harum .................. Regal Zonophone 1967
2. Shine On Brightly ............................. 1968
3. A Salty Dog ................................... 1969
4. Home .......................................... 1970
5. Broke Barricades .................... Chrysalis 1971
6. In Concert With The Edmonton Symphone Orchestra 1972
7. Grand Hotel ................................... 1973
8. Exotic Birds And Fruits ....................... 1974
9. Procol Ninth .................................. 1975
Rock Roots (сборник) ......................... 1976
10. Something Magic .............................. 1977
Сольные записи Мика Грэбхэма
g1. Mick The Lad .............................. UA 1972
Сольные записи Мэтью Фишера
f1. Journey's End ............................ RCA 1973
f2. I'll Be There ................................ 1974
Сольные записи Гэри Брукера
b1. No More Fear Of Flying ....................... 1979
b2. Lead Me On The Water ................. Mercury 1982
Soft Machine
Этот ансамбль, рекордсмен по текучести состава, как и
многие его английские авангардные современники, ведет свое
происхождение от группы Wild Flowers, составленной из
учеников школы Саймона Лангстона в Кентерберри. В начале
60-х годов в ней играли, кроме прочих, Майк Ратледж, Хью
Хоппер, Роберт Уайетт (урожденный Эллидж) и Дэвид Сэнклер.
Приятели собирались в доме у матери Уайетта, сценариста
радиопередач, и играли в основном джаз, пока в 1962 году
Роберт не вышел из компании и поступил в Кентерберрийский
колледж исскуств, где, впрочем, он учился очень недолго, и
вскоре без денег, автостопом, отправился путешевствовать по
Европе. В Париже он встретился с 21-летним австралийским
битником Дэвидом Олленом, который обладал впечатлающими
талантами авангардного композитора и музыканта. Позже к
тандему присоединился басист Хью Хоппер, которы йнемедленно
увлекся экспериментированием в духе "звуковой петли",
внедренной в музыку, тогда еще неизвестным широкой публике,
Терри Райли (см. сборник "Джаз-рок).
В это время, в Кентерберри, официально сформировалась
группа Wild Flowers, основу которой составили Хоппер,
Уайетт, Кевин Эйрс и четыре будущих члена-основателя группы
Caravan.
Когда к ним присединился приехавший из франции Оллен,
группа стала отдавать предпочтение смеси рока и свободных
импровизаций.
Разделавшись со своими занятиями в Оксфордском
университете, в Кентерберри вернулся клавишник Майк Ратледж
- его приезд явился чем-то вроде катализатора. Хью Хоппер
соединил свои усилия с Паем Хастингсом и Ричардом Кохлэном в
новой версии Wild Flowers, позже ставшей группой Caravan, в
то времякак Ратледж, Уайетт (ударные), Эйрс (бас, вокал) и
Оллен перебрали массу названий, пока не остановились на Soft
Machine, из романа Уильяма Берджеса.
риехав в Лондон весной 1967 года, выступили в клубе UFO
с доступной лишь "посвященной" публике смесью рока,
фри-джаза и эффектов авангардисткой электронной музыки.
Эксцентричный Ким Фаули, с западно- американского побережья,
оказался продюссером их первого сингла Feelin' Reelin'
Squeelin' /Love Makes Sweet Music, причем в записывающей
сессии на ритм-гитаре играл Джими Хендрикс, чей дебютный
сингл Hey Joe записывался тогда же, в той же студии.
Сингл в середине 1967 года прошел почти незамеченным, и
группа отправилась во Францию. В Сен-Тропезе они приняли
участие в Хэппенинге "тотального участия" Алэна Цайона, по
пьесе Пикассо Desire Attrappe Par La Queue. Этот эксперимент
был разогнан местной жандармерией, что помешало быстрому
росту популярности группы во Франции.
К несчастью, во время возвращения, в Англию Въезд
Оллену был запрещен. Он отправился в Париж, где основал
группу Gong.
Сокращенная до трио, группа провела 1968 год в
гастрольной поездке по США, сопровождая Джим Хендрикса. В
конце года они записали дебютный альбом, с продюссером Томом
Уилсоном из Нью-Йорка. Самих музыкантов результат не
удовлетворил и Soft Machine распались.
Эйрс отправился на Майорку писать песни, Ратледж
вернулся в Лондон, а Уайетт, задержавшись в Нью-Йорке,
отправился работать в Лос-Анджелес.
В следующем году фирма Probe надумала-таки выпустить
дебютный альбом, и уговорила Уайетта для дальнейшей работы
собрать ансамбль вновь. Ратледж согласился, Эйрс, заявив,
что их музыка стремится к излишнему переусложнению, стал
строить собственные планы и Уайетт мобилизовал Хью Хоппера
для записи диска [2]. Многими критиками он почитается лучшим
в работе "футуристических Beatles", которые деформировали
музыку в эхо-камере, фильтрах и модуляторе, и могли
музицировать, чередуя агрессивные и элегические настроения,
без пауз по два часа.
Вся музыка Soft была, по словам Уайетта, выражением
взаимной дружеской приязни, где главным смыслом коллектива
являлось именно совместное общение. Уже после того, как они
сумели создать себе стойкую когорту почитателей в Европе, а
владельцы ночных клубов во Франции сражались за право
заполучить ансамбль на свою сцену, английский менеджер
держал их на голодном пайке. Американский импрессарио во
время турне 1968 года обращался с коллективом, как с ручным
багажом. "Но мы никогда не печалились, является наша музыка
коммерческой или нет. Мы никогда не пытались попасть в
категорию делателей хитовых пластинок" (Хоппер).
Ансамбль прошел через довольно трудную серию английских
гастрольных выступлений, а к концу 1969 года увеличил состав
до семи человек с добавлением джазменов: саксофониста Элтона
Дина, трубача Майка Черига и тромбониста Ника Ивенса (все из
группы Кита Типпета), а также Лина Добсона (ситар, флейта,
сакс). Этот срстав поклонники группы до сих пор считают
наилучшим. К сожалению, он не оставил после себя никаких
записей. Репутация ансамбля консолидировалась, он стал
первым роковым коллективом, выступившим в джазовом клубе
Ронни Скотта, являлся участником джазовых марафонов
Ньюпортского фестиваля и Берлинского Jazztage. Их приглашали
учавствовать в своих концертах такие джазовые звезды, как
Майлс Дэвис. Soft даже выступил со своими затянутыми
номерами, причудливым ритмом и шокирующими аккордами на
фестивале электронной музыки в западногерманском городе
Донауэшигуене.
Во время работы над диском [3] из-за финансовых
соображений ушли Ивенс, Черинг и Добсон. Вскоре ушел и
Уайетт из-за неприятностей в отношениях с Ратледжом, успев
записать с группой альбом [4],обозначивший смещение к джазу.
Для записи диска [5] место ударника занял Фил Хоуард,
но и он вскоре разругался с Ратледжем и сессии заканчивал
бывший член группыы Nucleas и Jack Bruce Band Джон Маршалл.
В 1972 году Дина сменил еще один воспитанник Nucleus
Карл Дженкинс, после альбома [6] своим путем пошел и Хоппер,
записавший в 1974 году сольный альбом, а затем
присоединившийс я к группе Isotope. Его место занял еще один
джазмен Рой Баббингтон.
Неудивотельно, что альбом [7] продемонстрировал еще
более возрсшие джазовые акценты. Одновременно он явил
недостаток чувства и разума, которые в значительной степени
улетучились из музыки группы вместе с уходом Уайетта.
Начало меняться к худшему и отношение критики. "Вместо
того, чтобы использовать свое мастерство для заработка
денег, как это делает большинство поп-групп, Soft, в
противоположность им, решил вернуться в артистическую
ничейную зону", (Observer). Они разделили судьбу многих
авангардных коллективов той поры: для любителей рока Soft
Machine звучал слишком по джазовому, а поклонникам джаза
отдавало роком.
В феврале 1974 года на год пришел гитарист Алэн
Холдсуорт, которого затем сменил Джон Этеридж. Ушел Ратледж,
последняя связь с оригинальным составом Soft, и к ансамблю
присоединился двоюродный брат Рика Уайкмана Алэн.
Со своими революционными структурами и гармониями,
необычным джаз-вокалом и свободными импровизациями, Soft
Machine оказали сильное влияние на европейскую роковую
сцену. Однако их наиболее сильные и глубокие работы были
выполнены лишь в ранней фазе их творчества, примерно первых
четырех альбомах.
In The Beginnings (1967) .................. Big 1972
1. The Soft Machine ....................... Proble 1968
2. Volume Two .................................... 1969
3. Third ..................................... CBS 1970 00
4. Fourth ........................................ 1971
5. Fifth ......................................... 1972
6. Sixth ......................................... 1973 00
7. Seventh ....................................... 1974
8. Bundles ............................... Harvest 1975
9. Softs ......................................... 1976
10. Triple Echo .................................. 1977 000
11. Alive & Well ................................. 1978
Сольные альбомы Элтона Дина:
d1. Elton Dean ............................... CBS 1972
Сольные альбомы Хью Хоппера:
h1. 1984 ..................................... CBS 1973
Совместная запись Дина, Хоппера и Алэна Гауэна:
Rogue Element ........................... Ogun 1979
|