"История Рока" - часть 4.
Family
Family является классическим примером группы, которой в силу
ряда причин - артистически неровной выделки, проблем с
менеджером, отсутствия коммерческой направленности и
беспорядочного стиля жизни - не удалось в должной степени
проявить замечательные таланты и реализовать постоянное
стремление к прогрессу своих членов.
Гитарист Чарли Уитни, саксофонист и флейтист Джим Кинг
и басист, скрипач и виолончелист Рик Греч начи работать
вместе в первой половине 60-х годов в английском городе
Лейчестере пол названиями Roaring Sixties и Farines. Добавив
в состав в 1965 году певча Роджера Чэпмена и в 1967 году
ударника Роба Таунсенда, они назвали себя Family и решили
поискать счастья в записи. Перебравшись в Лондон в 1968 году
и подписав контракт с фирмой Reprise, они, тем не менее,
свой дебютный альбом [1], сделали практически на свои деньги
с продюсерами Джимми Миллером и Дейвом Мэйсоном. Исключая
одну песню Мэйсона альбом был построен исключительно на
материале группы. На нем можно было услышать губную гармошку
Мэйсона, искаженные скрипичнеые аккорды и ирреально звучащий
фальцетный вокал. Вместе с экстравагантной и многослойной
продюсерской работой альбом этот, восторженно описанный в
прессе, как "песни из параллельной вселенной", большинством
слишателей оказался непонятым.
Заручившись поддержкой ведущих представителей
лондонского музыкального "подполья", (таких, как Nice и Pink
Floyd), серией удачных выступлений в лондоском Гайд-парке
ансамблю удалось произвести вмечатление на привередливого
лондонского зрителя, особенно благодаря экстравагантной
сценической манере Чэпмена. О жизни группы в этот период
можно прочесть в новелле английской писательницы Дженни
Фабиан "Групи".
Неровный диск [2] подтвердил обоснованность их амбиций.
Особенно удалась первая сторона пластинки, где были песни,
как Hung Up Down, Observation From The Hill и ставшее гимном
группы Wearves Answer, неотразимо действующая на чувства
ураганным силы ритмом и маниакальным вокалом. Выполненная
без наблюдения членов группы, компЫ¦иция альбома, однако,
оставляет желать лучшего.
После серии выступлений в лондонском Гайд-парке, в нью-
йоркском "Филмор ист" и на фестивале на острове Уайте тиражи
дисков группы несколько повысились до 100000 штук. На
переднем плане сценического выступления всегда находился
нервозно трясущийся, подпрыгивающий Чэпмен, обладающий
неслыханным вибрато с богатыми интонационными оттенками. На
разных руках ЪЪ него были вытатуировано слова "Любовь" и
"Ненависть", напоминая печально известного "Сатану" Мэйсона,
что, разумеется, вносило солидную лепту в негативный имидж
группы. И сложным, по мнению многих критиков, надуманным
аранжировкам первых двух альбомов и их агрессивным,
эмоционально напряженным, но для такого времени уже
достаточно ординарным сценическим выступлениям трудно было
найти прямой путь к сердцам слушателей.
Чуть позже состав ансамбля претерпел первое измение. В
апреле 1969 года во время крайне неудачного американского
турне покинул группу Рик Греч.
(Ричард Ромэн Греч родился в Бордо в 1945 году, с 1953
года живет в Англии. С 10 лет играет на скрипке, позже в
детском Лейчестерском симфоническом оркестре. Покинув
Family, играет в супергруппе Blind Earth, где рядом с
роковыми звездами Клэптоном Уинвудом и Бейкером был
относительно малоизвестен публике.
После непродолжительного существования Blind Earth
проявил себя в качестве залетного гастролера в других
ансамблях. Играет в группе Джинджи Бейкера Airforce, а
несколькими месяцами позже становится членом Traffic. Ушел
оттуда в декабре 1971 года и погрузился в сессионную работу,
играя с кантри-роковым Грэмом Парсонсом.
Затем смутил роковых знатоков, сопровождая ветеранов
рок-н-ролла, группу Crickets, и участвовал в записи двух
альбомов этого ансамбля. В 1973 году немного работал с
Клэптоном как учестник группы сопровождения на знаменитом
концерте "Возвращение" в театре "Рэйнбоу".
Будучи одним из лучших басистов в роковой музыке, в
середине 70-х годов интенсивно работал в качестве
сессионера, прежде чем согласился в конце 1975 года принять
участие в организации американской группы KGB. Однако после
записи первого альбома Греч ушел и организовал собственным
ансамбль The Square Dancing Machine.
Eго песни исполнялись многими артистами. Компиляцией
работ с различными ансамблями являетсяJгиск The Last Five
Years (RSO 1973).)
По ходу того же американского турне Family Греча сменил
бывший член группы New Animals Эрика Бардона Джон Уайдер.
Позже в том же году группу покинул Джим Кинг и его
уходом **** утратили значительную долю как аккустического
так и визуального импульса в своей работе. Он был заменен
Джон Палмером из Blossom Toes.
Этому составу удалось добиться самого значительного
в истории группы коммерческого успеха, однако все три
выпущенных в это время дисков оказались неровными. На них
обозначилась "тенденчия к гибельным крайностям без
определенных тональных центров" (Melody Maker). Альбом [4]
был полуконцертным-полустудийным включал в себя боевик
Strange Band. Альбом [5] был компиляцией на основе
переиздания тех мелодий, с которыми так дурно обошлись при
выпуске диска [5].
Уайдер ушел в июне 1971 года и был заменен гораздо
более сильным басистом Джоном Уэттоном, работавшим ранее в
ансамбле Modul Trash. Этот состав выпустил великолепный
альбом [6], лучшее творение Family. Столь же сильным и
стилистически единым оказался следующий альбом [7]. Оба
альбома были красочно оформлены и богато рекламировались,
однако потерпели относительную неудачу в попытках добиться
того коммерческого успеха, на который могли претендовать.
Частным успехом оказалось лишь пребывание в списках песни
Burlesque.
Два изменения произошли в составе в 1972 году: в
сентябре Уэттон ушел в King Crimson и был заменен Джимом
Грегоном (ранее в Blossom Toes, Stud); в ноябре Палмера
сменил Тони Эштон (см. сборник "Джаз-рок").
Ансамбль после долгого перерыва совершил турне в США и
вернулся оттуда в Англию с обновленной, более зрелой
концертной программой, принеся в жертву шизофреническую
вокальную манеру Чэпмена. Настойчивость FaЧHly в утверждении
оригинальной линии не имела себе равных в английской роковой
лиге, но проблемы, приобретенные группой за время
заокеанского турне становились все более трудноразрешимыми.
Для закрепления успеха требовались новые гастрольные
поездки, но обязательства, принятые Грегоном и Эштоном,
подрабатывающими как сессионеры и продюсеры (Линды Льюис и
Medicine Head соответственно), делали эти гастроли
невозможными. Благоприятная возможность занять ведущие
позиции в роковой музыке уплыла из рук навсегда. Группа
объявила о своем близком распаде и выпустила свой последий
альбом [8].
Вот основные причины распада: Family были таким
ансамблем, для которого вытупления в постоянной колее, на
одном уровне были подобны смерти, и до того, как они
окончательно забуксовали, музыканты решили пойти каждый
своим путем. Конец пришел в октябре 1973 года, по иронии
судьбы, после особенно успешного британского турне.
Роб Таунсенд перешел в Medicine Head, Джим Грэгон
подключился к Cockney Rebel, а Чэпмен и Уитни основали
ансамбль Streetwalkers с постоянно меняющимся составом. Их
альбом [C1] - концертный, диск [3] пользуется заметным
коммерческим успехом.
1. Music In A Doll's House Reprise 1968
2. Family Entertainment Reprise 1969
3. A Song For Me Reprise 1970
4. Anyway Reprise 1970
5. Old Songs New Songs Reprise 1971
6. Fearless Reprise 1971
7. Bandstand Reprise 1973
8. It's Only A Movie Raff 1973
Best Of Family Reprise 1974
Адьбомы группы (Chapman - Whitney) Streetwalkers
C1. Streetwalkers Mercury 1974
C2. Downtown Mercury 1975
C3. Red Card Mercury 1976
C4. Vicious But Fair Mercury 1977
Сольные записи Чэпмена:
Ch1. Live In Hamburg Mercury 1980
Gentle Giant
Derek Shulman гитара, бас, гармоника, вокал
Ray Shulman гитара, бас, скрипка, труба, вокал
Kenny Minnear клавишные, перкашн, волынка, вокал
Gary Green гитара
John Weathers ударные
Gentle Giant возник на базе заурядной английской
поп-группы, называющейся Simon Dupree And Big Sound, где
лондонцы братья Шульман - Дерек (чей псевдоним был Саймон
Дюпре, род. 11.02.1947), Фил (27.08.1937) и Раймонд
(08.12.1949), чей отец был джазовым музыкантом, не смогли
выразить свои таланты. Наибольшего успеха они добились в
1967 году, когда их песня Kites попала в английские списки,
но успех развить не удалось.
Окончательный состав Gentle Giant сформировался, когда
к братьям добавились клавишник Кенни Минниер, окончивший
королевский музыкальный колледж и работавший ранее в группе
Rust, гитарист Гарри Грин, джазмен по призванию, игравший в
блюзовом ансамбле, и ударник Мартин Тревор Смит.
Новая группа была попыткой братьев уклониться от
угасающих традиций поп-рынка, ориентируясь на более зрелую в
музыкальном плане рок-публику. С этой точки зрения их
дебютный альбом [1] был стилистически неровным и
невыдержанным, в нем были попытки использовать элементы
джаза, классики и рока там же способом, каким недавно
прославились King Crimson. Второй альбом, очень
автобиографичный окрашенный в меланхоличные и циничные тона,
был сделан подобным же образом. Они не помогли группе
завоевать уважение критики или публики, и в начале 70-х
годов лишь наличие немногочисленных, но горячих приверженцев
в Европе спасло музыкантов от безработицы.
За это время дважды сменились ударники, пока наконец
это место не занял Джон Уэзерс, ранее работавший с Грэхэмом
Бондом. К этому моменту группа успела выпустить альбом [3],
вызвавший некоторый интерес, а появившийся на рынке
следующим летом альбом [4] продемонстрировал слушателям
окнчательно сформировавшийся и созревший стиль ансамбля. В
своих концептуальных, эпически сконструированных
произведениях группа развила "высокохудожественное
мастерство придавать композициям направление и цель,
комбинировать многообразные формы и эстетические требования
с развлекательностью, быть играющими но не проигрывающимим"
(Frankfurter Allgemeine Zeitung). Группа исполняет камерный
рок на стольких инструментах, что по виду сцены можно
сказать, что здесь будет играть целый симфонический оркестр.
Группа как бы создавала коллажи из джаза и мадригала, рондо
и остинантных форм, из диссонансов a la Стравинский и
гармоний фольклорных песен, соединяя все эти разнородные
жанры в стиле рококо.
Упомянутый альбом [4] привлек к группе некоторое
внимание в Англии, но гораздо большее - в Европе, Северной
Америке и Канаде.
Группа осталась недовольной своей следующей работой,
диском [5], созданным под впечатлением недавнего ухода
старшего из братьев Фила. В США альбом даже не стал
выпускаться.
Зато результаты следующей записи [6], ставший
коммерчески удачной на американском континенте, вполне их
удовлетворили. Следующий альбом [8] обозначил новую фазу в
их работе - группа взяла крен на мелодичные и доступные
самой широкой публике песни. Растеряв уважение серьезной
роковой прессы, ансамбль по сей день считается наименее
успешным за океаном.
1. Gentle Giant Veritgo 1971
2. Acquiring The Taste Veritgo 1972
3. Three Friends Veritgo 1972
4. Octopus Veritgo 1973
5. In A Glass House WWA 1973
6. The Power And The Glory WWA 1974
7. Giant Steps WWA 1974
8. Free Hands Capitol 1975 00
9. Interview Chrysalis 1976
10. Playin' The Fool Chrysalis 1977
11. A Missing Phase Chrysalis 1977
12. Be A Giant Chrysalis 1978
13. Giant For A Day Chrysalis 1979
14. Civilian Chrysalis 1980
|