"История Рока" - часть 23.
UK
John Wetton бас, вокал
Eddy Jobson клавишные, скрипка
Terry Bozzio ударные
Планы создания группы UK начали начали вынашиваться еще
в первой половине 1977 года, когда Брафорт и Уэттон
пригласили с сотрудничеству Рика Уэйкмана. Проект казался
очень реальным для осуществления, но Уэйкман передумал и
решил вернуться к своим коллегам из Yes. Группа,
объявившаяся в свете в конце того же года, включала в себя,
кроме Брафорда и Уэттона, клавишника и скрипача Эдди
Джобсона, который сделал себе имя работой в Curved Air, Roxy
Music и Фрэнком Заппой, а так же блестящего джазового
гитариста Алэна Холдсуорта, завоевавшего признание в Англии
с Tempest и Soft Machine, а затем игравшего в Gong. Четыре
отличных исполнителя, но, пожалуй, ни одного хорошего
композитора.
Их дебютный альбом, о котором говорилось во
вступитетельной статье и который, по мнению многих, оказался
лучшим диском 1978 года. Наибольшие метафоры произошли с
Холдсуортом, который ограничил свою фантазию
инструменталиста и подчинил ее общему групповому звучанию; в
минорных пассажах он показал себя совершенно пленительным
солистом. Но вскоре Брафорд и Холдсуорт решают отделиться и
с превлечением пианиста Дэйва Стюарта из National Health и
басиста Джеффа Берлина пойти по собственному пути под
ярлыком группы Bill Brufort Band.
Уход двух членов не оказался мгновенно гибельным для UK
и через год с новым ударником Терри Боззио (от Заппы),
группа выпустила альбом [2], по мнению некоторых критиков
еще лучше прежнего. В уменьшенном составе группа обнаружила
больше свежести, щедрости и человеческой теплоты (впрочем,
если вам этот альбом не понравился, выбирайте антитезис -
коммерческая привлекательность). Бывший ранее методичным до
крайности, с немыслимыми мелодическими конструкциями
ансамбль стал более расковынным, более улыбающимся и более
близким к публике. Некоторые композиции невозможно
представить звучащими в дебюбтном альбоме. Поравшая ранее
бьющей через край энергией и сверхзаумностью, группа
обнаружила изобретательность и блеск в титульной композиции,
вложила все свое исступление, унаследованное от King
Crimson, в The Only Thing She Needs и потрясла
электрическими эмоциями в Carrying No Cross.
Но продолжение не последовало. После выпуска
концертного альбома [3] ушел Джобсон и трио распалось.
Джон Уэттон выпустил сольный альбом [1], в записи
которого ему помогали ударник из Bad Company Саймон Кирке,
гитарист Мартин Барри ранее работавший в Jethro Tull и
саксофонист Малколм Дункан, а затем объявился в составе
супергруппы Asia.
1. UK ................................... Polydor 1978
2. Danger Money ................................. 1979
3. Night After Night ............................ 1979
Сольные альбомы Джона Уэттона:
w1. Caught In The Crossfire ............. Polydor 1980
Rick Wakeman¤
Родился в Западном Лондоне 18.05.1949 в музыкальной
семье. В 16 лет Уэйкман обнаруживает в себе желание стать
концертным пианистом и поступает учиться в Королевский
Концертный Колледж. Он привлекает внимание дельцов
музыкальной индустрии, выступая на публичных концертах, и
забрасывает занятия из-за все более частых приглашений для
сессионной работы, что впоследствии привело к его исключению
из колледжа без степени.
Уэйкман интенсивно работает как сессионер, по
приглашению таких музыкантов, как Кэт Стивенс, Дэвид Боуи
(Honky Dory), Марк Болан, после чего, в начале 1970 года
присоединяется к группе Strawbs, вызвав своей работой здесь
немедленный восторг критиков. Затем он демонстрирует свое
выдающееся мастерство игры на клавишных и классические
влияния в работе с группой Yes, одновременно в 1973 году
выпустив свой первый сольный альбом [1], встреченный с
восторгом.
Однако музыкальные и личные разногласия впоследствии
вынудили его покинуть ансамбль к концу 1973 года, после
чего он всецело отдается сольной работе.
Альбом [2], музыкальная интерпретация романа Цюля
Верна, был записан во время концерта в Лондонском
Королевском Фестивальном Зале в январе 1974 года и стал
немедленно номером один в английских списках и номером три в
американских.
Впоследствии он поставил эту работу на открытом воздухе
в лондонском саду Кристал Пэлэс в июле того же года, с
использованием оркестра и хора, а так же огромных надувных
макетов доисторических чудовищ. Чуть позже, как естественный
результат его черезчур напряженной работы и честолюьивых
планов (12 гастрольных поездок по Англии и США с группами
Yes и Strawbs за короткое время) с ним случается сердечный
приступ.
Неустрашимый, едва оправившись от него, он вновь
берется за тематический проект, требующий большого размаха.
В начале 1975 года выходит альбом [3], для записи которого
он использовал 45-членный оркестр и 48-членный хор.
Концертная премьера этой композиции состоялась в Лондонском
Имперском Бассейне в мае 1975 года, вновь в сопровождении
массивной оркестральной и хоральной поддержки к его
собственной группе The English Rock Orchestra.
Однако, с того момента коммерческое и критическое
счастье начинает отворачиваться от "дядюшки Рика", как его
называют друзья, хотя он и является почти бессменным
лауреатом своей категории в анкете читателей Melody Maker.
Он действительно является блестящим пианистом и чародеем
электронных клавишных инструментов. Кажется, что синтезатор
был изобретен именно для него. На сцене Рик окапывается за
органом Хэммонда, Могом и электропиано, словно за стенами
крепости, показывая себя не только великолепным
инструменталистом, но и возбуждающим шоуменом, производя
впечатление электронного колдуна. Более того, Уэйкман
неплохой композитор.
Приводим впечатления композитора Яна Френкеля от
выступления Уэйкмана на фестивале MIDEM-76 ("Музыкальная
жизнь", 1976, #8):
"Я не знал содержания программы, с которой должен был
выступать Уэйкман, и имени его раньше не встречал. Более
того, думал, что в этот вечер состоится обычный сборный
концерт "звезд"... Сложная аппаратура, появившаяся на сцене,
электронные инструменты, группа из семи человек- все как
обычно. Разве что одежды уж слишком экстравагантны для
MIDEM. В одеянии Рика Уэйкмана было что-то от одеяния
древнего рыцаря: странный голубой хитон, под которым
виднелась кольчуга, длинные прямые льняного цвета волосы
покрывали его спину... Но вот группа стала играть, и это
оказалось так неожиданно интересно, так непохоже на других,
что я подумал: "Наверное, случайно, а дальше начнется все то
же, что и у других". Но и дальше все было замечательно.
Никто не объявлял их номеров. Сам Уэйкман эпически
распевно читал тексты. Прекрасный музыкант, он словно
колдовал разными электроинструментами, создавая картины
большой эмоциональной силы, которые вдруг сменялись
эпизодами, полными прозрачной предрассветной тишины, когда
слышен голос каждой птицы, потом снова обрушивал каскад
звуков, нагнетая внутреннее напряжение... Его музыка будила
воображение, будоражила. У меня было ощущение, что я попал в
волшебную страну.
Я подумал, что даже такой музыкант, как Рик Уэйкман - а
он явление очень яркое и интересное - не может себе
позволить просто играть. разница лишь в том, что ему
каким-то чудом удается все же не предать музыку, не
подменить ее ширпотребом, а откупиться лишь внешними
атрибутами модного стиля: чрезвычайно экстравагантной
одеждой и звуковыми перегрузками. Таких, как Рик Уэйкман -
единицы. И надолго ли у него хватит сил бороться за
сохранение собственной индивидуальности?".
В 1976 году он реорганизует English Rock Orchestra в
более портативный коллектив - Эшли Холт (вокал), Роджер
Нивелл (бас), Джон Данстервилл (гитара) и Тони Фернандес
(вокал), плюс медная секция с Рэгом Бруксом и Мартином
Шилдзом - для турне по США и Бразилии.
На экраны мира тем временем выходит фильм "Листомания"
Кена Рассела, для которого Уэйкман написал музыкальное
сопровождение. Выпушенный отдельно альбом с саундтрековой
записью [4] стал, по мнению критиков, худшим в его
коллекции. Вскоре на рынок выходит очередной концептивный
альбом [5], посвященный сказочной Атлантиде, грандиозный и
напыщенный проект, а чуть позже - очередной саундтрек [6] к
фильму о Белой олимпиаде в Инсбрук.
Деловые интересы Рика выходят, как правило, за пределы
его непосредственной музыкальной деятельности. Он владелец
фирмы, производящей музыкальные инструменты, записывающей
студии, а также фирмы проката роскошных автомобилей. У Рика
громадные аппетиты к жизни и ее удовольствиям, но они
просты - пиво, автомобили и отличная компания. У него есть
скаковые лошади. Рик живет с семьей в большом особняке в
провинции Букингемшира. Очень доброжелательный человек,
оставивший массу неопубликованной работы в благотворительных
детских концертах. Рик склонен делиться своими удачами с
другими.
Однако, с переменой во вкусах и настроении публики,
вызванной с появлением новой волны, деятельность Рика
перестали принимать всерьез, а сам он стал человеком, ругать
которого стало "шикарно" и "современно".
Его карьера оказалась типичным примером судьбы многих
роковых звезд: сначала талант Уэйкмана был сдишком
переоценен, затем - в такой же мере недооценен, и, похоже,
такое положение вряд ли изменится. Многие не поняли, что
Рик - прежде всего - поп-музыкант, развлекающийся сам и
желающий развлечь публику. Когда он записал свои
магнум-опусы [2] и [3], тогдашние оценки включали его в
узкий круг гениев, сделавших огромный вклад в построение
синтеза классики и рока, однако, точнее было бы причислить
Рика к числу музыкантов- развлекателей, создающих
инструментальную музыку для массового потребления, таких,
как Джеймс Ласт, Поль Мариа, Мантовани. После того, как он
отказался от участия в проекте создания супергруппы UK, с
Брафордом и Уэттоном, в начале 1977 года Рик вернулся в
ансамбль Yes не прекращая сольных записывающих мероприятий.
Его альбом [7], в создании которого помогли Рику коллеги по
группе Сквайе и Хау, оказался работой достаточно
претенциозной и местами напоминающей лучшие образцы
творчества музыканта.
Позже он написал музыку к фильму The Riddle Of The
Sands и выпустил двойной альбом [9], который показал, что
Рик сам правильно понимает свое положение на современной
сцене. Продолжительные "концептуальные" композиции заменены
краткими музыкальными виньетками, безупречно исполненными и
записанными, но сама музыка исполнена в стиле "я играю,
чтобы убить время". и слушать ее нужно именно так.
В начале 1980 Рик Уэйкман вторично и окончательно
покинул свою группу Yes.
1. Six Wives Of Henry VIII ................ A & M 1973
2. Journey To The Centre Of The Earth ........... 1974
3. Legends And Myths Of King Artur............... 1975
4. Lystomania ................................... 1975
5. No Early Connection .......................... 1976
6. White Rock ................................... 1976
7. Rick Wakeman's Criminal Record ............... 1977
8. Rhapsody ..................................... 1979 00
9. 1984 ......................................... 1981
10. Burning ..................................... 1981
Jethro Tull
Ian Anderson вокал, флейта, клавишные, гитара
Martin Barre гитара
John Evan клавишные
Dave Pegg бас
Barriemore Barlow ударные
David Palmer синтезатор
Основатель, лидер и наиболее творческая личность в
группе Jethro Tull Ян Андерсон родился в Шотландии 1 августа
1947 года. Он посещал художественную школу, пробоал свои
силы в любительской группе Blades и долгое время находился в
нерешительности, избрать ему карьеру музыканта или
журналиста. Склонность к музыке победила и начиная с осени
1967 года он входит в состав группы John Evan Band,
полупрофессионального объединения, которое гастролирует в
районе Блэкпула, откуда происходят почти все остальные из
семерки музыкантов: Джон Ивен, Барри Барлоу, и басисты Глен
Корник и Джеффри Хэммонд- Хэммонд. В попытках снискать
популярность группа спустилась на юг Англии, ближе к
Лондону, но здесь из-за недостатка ангажементов она
распалась. Все, кроме Андерсона и Корника, разошлись по
домам, но эта пара объединилась с лондонцами Миком
Эбрехемсом (гитара) и ударником Клайвом Банкером, заложив
группу Jethro Tull, названную по имени видного английского
аграрного реформатора XVIII века.
Летом 1968 года Jethro Tull стали сенсацией блюзового
и джазового фестиваля на стадионе в Кэмптон- Парке - но за
рокеров их никто не принял. Вместе с такими группами, как
Ten Years After и Chicken Shack, они располагались где-то
вблизи английских ритм-н-блюзовых ансамблей середины 60-х
годов (Manfred Mann, Spencer Davis Group, Fleetwood Mac и
другие), но ближе к джаз-року.
Выдали успешные синглы Love Story и Living In The Past
и отправились в продолжительное турне по США. Из их первого
альбома [1] публике запомнилось исполнение композиции
Роланда Кирка Serenade To A Ckuckoo с андерсоновской флейтой
и переработка традиционной мелодии Cat's Squirrel.
Собственно, эти мелодии и явились наиболее характерными для
творческих портретов Андерсона и Эбрехамса; хотя в группе
единогласно склонялись к тому, что "все, что мы делаем, есть
только шоу- бизнес" (Андерсон), споры о музыкальном
направлении достигли апогея к концу 1968 года.
Розводом с Эбрехамсом ансамбль решил проблему двух
лидеров и следующий альбом [2] Андерон готовил сам, как
автор и аранжировщик. Заменив гитарные экскурсы Эбранамса на
коротенькие мелодии с ясным рисунком и остроумным текстом,
Jethro Tull медленно теряли блюзовый колер, с которым эму
грозила опасность стать одной из многих блюзовых групп с
электрическим солистом.
Альбом этот, представляющий зрителю при развороте
бумажные фигурки членов группы, многими и по сей день
считается за верх музыки Jethro Tull. И действительно, он
несет в себе все отличительные признаки музыкального и
поэтического творчества Андерсона: изысканность, комбинация
акустических инструментов с электрическими, жанровую
разнородность, практический отказ от какого бы то ни было
солирования, певческая выразительность на грани базарного
зазывалы, поэтическая лаконичность и тематическая
необычность и глубина.
А когда Андерсон появляется на сцене, у
неподготовленного зрителя вставали волосы дыбом - артист
больше всего напоминал бродягу с большой дороги, и
разордранное пальтоэкстравагантного дудочникабыло слишком
контрастным тем расшитым блестками костюмам, в которых
выступали члены ансамбля Глиттера.
Во время концерта Андерсон - Бдестящий шоумен. С
флейтой, испанской гитарой, мандолиной или губной гармоникой
он являлся центром любого концерта. Вместе с Миком Джаггером
и Дэвидом Боуи трудно найти лучшего
представителя стилизованного сценического рока, этой лучшей
доли Англии в мировой поп-музыке.
Что-то в нем есть от юродивого музыканта, в старомодном
фраке с отрезанной левой фалдой, или от гаммельнского
крысолова с дурным глазом, с глазами вытаращенными, злыми и
шаловливыми, стоящего на одной ноге. "Он постоянно находится
в хореографическом движении", - замечал критик Вернер
Буркхарт, - "С безжалостной причудливостью он падает на
колени, размахивает руками, как летучая мышь крыльями. В то
время, как он играет перед микрофономсвои изнуряющие соло на
флейте, он стоит тоько на одной ноге, другую он приподнял и
машет ею в публику: Ганс-хромой, полу-филоктет, полуканкан".
И еще одна интересная особенность ансамбля: он всегда
подчеркивает свой "старобританский" имидж, и названием своим
тематикой многих своих песен ("Цивущий в прошлом"), и
сценическими манерами и масками. Одетые по моде эры Чарлза
Диккенса, загримированные как для старинного фото,
появлялись они на сцене. Музыка их в ранние времена звучала
как "Электрически усиленная капелла Армии спасения" (Rolling
Stone). Позднее они высмтупали в масказ ныряльшиков,
медведей белого кролика Харви - шоу, которое было типично
английской смесью рока, бурлеска и комедийного театра Марти
Фелдмана.Год 1969 был для них очень удачным. Альбом [2]
возглавлял списки в течение нескольких недель, сингл Living
In The Past добрался в списках до пятого места, а в целом
ансамбль занял второе место в анкете популярности Melody
Maker вслед за The Beatles. Это был их первый и послежний
успех такого рода - позже ни в этих анкетах, ни колочеством
проданных дисков они даже издалека не угрожали позициям Pink
Floyd, Led Zeppelin, Yes или Genesis.
Замену Эбрэхамсу удалось найти не скоро; некоторое
время с ними играл бывший гитарист Black Sabbath Тони Йомми
(с ним они выступили на телевидении), а затем из множества
кандидатов был отобран Мартин Барр.
А в это время довольно высокие позиции в списках
занимают синглы Sweet Dream и The Witches Promise, заставляя
заправил шоу-бизнеса обратить самое пристальное внимание на
группу. Но тогда же Андерсон решительно отказывается от роли
супер-звезды, которую ему навязывали, особенно в Америке,
отрекаясь от всех атрибутов этого статуса.
|