"Философия Панка" - часть 9.
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ИДЕИ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ EARTH FIRST! ,
ALF И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ ЛЕГКО ПРИЖИЛИСЬ В ПАНК-СЦЕНЕ.
«И если бы животные умели говорить, если бы земля, деревья, реки, го-ры и океаны
могли закричать о своем протесте, они тотчас же потребовали бы прекратить
разрушение, вызванное алчными людьми. Самосохранение — важнейший инстинкт
человечества. Так насколько же нас вводят в заблужде-ние, как дезинформируют и
неправильно обучают, обманывают и дурачат дельцы, что даже заботливые мамы и
папы каждый день, с пеленок, неосоз-нанно приучают своих детей к саморазрушению
и разрушению планеты? Ка-залось бы, раз мировая культура становится все более
интеллектуальной и сложной, цивилизация приближается к обеспечению нужд всех
людей и ре-шению социальных проблем. И вместо этого, люди, стоящие у власти,
доби-ваются прямо противоположного, вызывая голод, эксплуатацию, расизм и
за-грязнение окружающей среды в невиданных ранее масштабах, провоцируя создание
систем военной диктатуры и господства во всем мире» .
Задумываясь о проблемах сохранения планеты, понимаешь, что панковская этика
индивидуализма должна отойти на задний план. В экологической филосо-фии,
практике и протесте акцент ставится на целое, а не на часть. Из различных
текстов и записей можно понять, что целое означает не только всё человечество,
но также животных и природу (имеется в виду дикая природа, реки и т.п.).
Панки отрицают «ковбойскую этику», более 200 лет определяющую полити-ку и
отношение к природе в Америке. Такая позиция привела к ужасающему воз-действию,
как на окружающую среду, так и на идеи, относящиеся к ее защите и
восстановлению. На философию панка в гораздо большей степени повлияли идеи и
действия, которые мы (справедливо или нет) приписываем коренным народам Америки.
«У нас есть не только технологии и ресурсы, способные уничтожить весь мир
больше, чем 100 раз. Но у нас есть все необходимое, чтобы удовлетворить все
нужды, обеспечить соблюдение прав всех существ, живущих на этой планете, и
уважать нашу мать — Землю как добрую кормилицу, дающую жизнь... Мир на-ступит
лишь тогда, когда мы будем чтить законы природы и уважать каждое жи-вое
существо, а также мать-Землю, дарующую всем жизнь» .
Для панков нехарактерны примитивные до-индустриальные или анти-технологические
предрассудки. Также ими не культивируется идея о выпадении из Системы и жизни в
сельскохозяйственных общинах. Движение носит преиму-щественно городской характер
и не идеализирует сельскую жизнь. Тем не менее, уважение и признание своих
обязательств по отношению к «здоровью матери-Земли», можно рассматривать как
нить, связующую философию панка с предын-дустриальным, доколониальным
мировоззрением.
Несмотря на то что в панке всегда будут появляться различные точки зрения,
наиболее очевидная философия окружающей среды сильно напоминает глубин-ную
экологию. Эта философия почти всегда в том или ином виде присутствовала в
работах Генри Дэвида Торо и других.
Термин был введен в 1971 году норвежским философом Арне Нейсом (Arne Naess) и
позже популяризован в книге Девалла и Сешонза «Глубинная экология» (1973) . Одна
из статей в MRR, написанная Джоэлом Хиппикором (автор фэнзи-на «Hippycore»),
подробно рассматривает сходства экологической философии панка с идеями глубинной
экологии. «Чтобы эффективно бороться с разруше-ниями, порожденными человечеством
в прошлом, необходима всеохватывающая философия, не противопоставляющая
человечество природе, а предполагающая для него собственную экологическую нишу»
.
Наиболее важным аспектом радикальной философии является разоблачение неверных
представлений, существующих на сегодняшний день, вне зависимости от их
популярности и распространенности. Наверное, сложнее всего изменить общепринятое
антропоцентрическое мировоззрение, ставящее человека в центр вселенной. Можно
утверждать, и в большинстве случаев это будет оправданно, что такие взгляды
сложились под влиянием библейской традиции, согласно кото-рой господство
человека над растениями и животными даровано богом. Явившись результатом
толкования Библии, а также иерархичности «естественного закона» Аристотеля и
Фомы Аквинского, антропоцентризм является основной установкой почти каждой
философии и политической теории. Это убеждение состоит в том, что человечество
является чем-то отдельным от природы и стоит выше нее. «При-держиваясь подобных
взглядов, невозможно достигнуть гармонии с природой» . В ответ на проблемы
окружающей среды, панк-сообщество пытается, как Девалл и Сешонз, развивать
биоцентристскую философию. Этот взгляд включает понима-ние того, что все в
природе взаимосвязано и имеет одинаковую внутреннюю цен-ность. Над природой не
господствуют, а заботятся и уважают ее, что не следует путать с природоохранными
взглядами.
«Идея охраны природы пропитана антропоцентризмом, и поэтому является
неприемлемой экологической позицией. Цель сохранения состоит в том, чтобы
управлять природой и контролировать ее как часть человеческой экономики, а не
жить с ней в гармонии... Деревья являются источником прибыли, а дикая природа
служит для привлечения долларов туристов: таким образом, вообще не
предпола-гается, что природа имеет ценность сама по себе... Человечество
испытывает жиз-ненную необходимость в том, чтобы дикая природа помогала нам
развиваться, но что гораздо важнее, дикая природа имеет право на жизнь без
вмешательства чело-века), просто потому что она существует и имеет ценность вне
зависимости от своей пользы для людей» .
Многие приверженцы глубинной экологии превращают ее в новую рели-гию. Для
пробуждения в человеке сокровенных чувств и достижения более близ-кого контакта
с природой, отмечаются праздники и соблюдаются некоторые ри-туалы. Как и
следовало ожидать, панки отвергают религиозный компонент фило-софии:
«...празднование солнцестояний и равноденствий столь же лишне, как и
празднование христианских праздников. Для кого-то лично это, может быть,
чрезвычайно важно, но в плане экологии это совершенно бесполезно» . Вопрос,
обращаются ли панки непосредственно к глубинной экологии или создают свой
вариант биоцентризма и холизма, остается открытым. Но акцент на необходимо-сти
прямого действия, присущий глубинной экологии, очевиден.
«Существует два типа акций прямого действия. Акции прямого действия,
направленные внутрь человека, влекут за собой большую духовную зрелость и отказ
от антропоцентристских представлений. Акция прямого действия, направ-ленная
вовне, может быть выражена в форме саботажа, акций протеста, граждан-ского
неповиновения или просто посадки дерева. Между акциями прямого дейст-вия,
направленными вовнутрь и вовне нет особой разницы: и в том, и в другом случае
человек руководствуется одним твердым принципом, а именно, отказом от насилия.
Акция прямого действия — это понимание того, что мы не можем отвер-гать и
игнорировать проблемы Земли, мы должны что-то делать. Все взаимосвяза-но,
поэтому, защищая тропические леса, мы защищаем себя. Принимая участие в акции
прямого действия, мы выражаем безграничную любовь к планете и ее жи-телям...
Нашей целью является действие, и действие само по себе является прав-дой,
защитой и намерением» .
Если панки могут расходиться во мнениях относительно наилучших средств
ненасильственных акций, сома идея проведения акций прямого действия не
об-суждается. Большинство экологических акций связано с северо-западными
шта-тами Америки и, особенно с Северной Калифорнией.
«Нынешняя ситуация в Северной Калифорнии напоминает события, проис-ходившие на
протяжении всего XX века в Латинской Америке и других амери-канских колониях.
Главное отличие заключается в том, что они в нас не стреляют, по крайней мере,
пока. Несмотря на все заверения, мы — страна третьего мира. Большинство людей
настолько бедны, что они просто счастливы взяться за любую работу,
обеспечивающую прожиточный минимум, даже если это означает унич-тожение
окружающей среды и пустыню, оставленную в наследство их детям» .
Ливермор и другие люди, публикующиеся в фэнзинах, летом 1990 года при-звали
панков присоединяться к группам активистов «Earth First!», чтобы поме-шать
уничтожению лесов в Калифорнии. «Я не прошу вас просто написать пись-мо своему
конгрессмену, или подписать петицию, или пойти на демонстрацию, или написать
статьи в журнал, хотя это тоже важно. Я говорю о том, чтобы отдать-ся всем
сердцем, душой и телом тому, чтобы остановить это безумие, прежде чем оно
уничтожит всех нас» . «Earth First!» поместила в журнале «Profane Existence»
объявление следующего содержания: «Мы призываем рыцарей свободы леса приехать в
Северную Калифорнию этим летом и защитить Редвудс. Мы надеемся проводить
постоянные лагеря протеста и акции на протяжении всего лета» . Многие панки
являются активистами или сторонниками Earth First!, Green-peace , ALF, People
for the Ethical Treatment of Animals (PETA) и других групп. Такие книги, как
«Экотопия» Эрнеста Калленбача (Ernest Callenbach) и «Экозащи-та: полевой
путеводитель по саботажу» Дейва Формана и Била Хейварда (D. Foreman and В.
Hayward) , впервые привлекли мое внимание, когда я читал спи-ски рекомендуемой
литературы во вкладышах к пластинкам.
В разделах новостей зина «Profane Existence» печатаются статьи, приветст-вующие
и поощряющие действия, направленные на защиту окружающей среды. В качестве
комментария к намеренному разрушению моста, который использо-вался для перевозок
лесоматериалов англо-колумбийской фирмой, заготавли-вающей лес, были приведены
слова «марионетки компании: «Все, что я знаю — это то, что мне придется сообщить
многим людям, что они уволены». И ни слова о том, что это принесло ущерб на
сотни тысяч долларов корпоративным дель-цам...» .
В недавнем номере «Profane Existence» была опубликована статья, написан-ная в
результате долгого и внимательного изучения проблем, связанных со
строи-тельством полей для гольфа в Америке. Убийство животных пестицидами,
уста-новка капканов, бесполезная трата воды и расточительное землепользование —
вот причины, вдохновившие различные формы акций прямого действия.
«Сооружение каждого поля для гольфа обходится примерно в 18 тысяч дол-ларов, а
его обслуживание стоит гораздо больше, так что если вы хотите причи-нить
максимальный ущерб, это — то, с чего нужно начинать. Один простой спо-соб
полностью засрать лужайку — полить ее жидким хлором или жидкостью для чистки
бассейнов, которую можно купить в любом специализированном магази-не. Также
подойдет и бензин. Это сделает дорогой дерн жухлым и в итоге приве-дет к его
окончательному высыханию, а восстановление поля обойдется очень до-рого. Делайте
это, по возможности, когда лужайка сухая. Экспериментируйте и с другими
ядовитыми жидкостями, саботаж может быть веселым и познаватель-ным!» .
Несмотря на то что статья написана в юмористическом духе, она показывает
готовность панков к действиям и применению насилия против собственности.
Панки считают, что причины продолжающегося разрушения Земли во мно-гом
объясняются экономической алчностью. Основной целью компаний, нанося-щих ущерб
окружающей среде, является сохранение бизнеса и увеличение дохо-дов.
Правительство не любит вмешиваться в дела доходных предприятий, осо-бенно если
они — крупные работодатели. Во многих случаях, таких как в Север-ном Висконсине,
«правительство штата делает все возможное, чтобы привлечь горнодобывающие
компании. Политики хотят остаться у власти, создавая новые рабочие места и
увеличивая налоговые поступления» . Политики способны прикрыть тему необратимого
экологического разрушения ложными обещаниями занятости для местных жителей,
начиная с горной промышленности и заготовки леса и заканчивая новым повальным
увлечением строительством стадионов (осо-бенно в Сан-Франциско, где сейчас
строятся два новых, непонятно кому нужных). Те из нас, кто живет в опустошенных
районах, испытавших на себе все прелести надругательства капитализма над
окружающей средой, могут видеть, как обеща-ния рабочих мест делают нас слепыми к
постоянным разрушениям. Очевидно, когда экологические последствия не принимаются
во внимание, это ведет к ката-строфе. Экологический фактор никоим образом не
учитывается в экономических формулах, оперирующих лишь денежными категориями.
Для маленьких ферм, которые обычно ведут органическое и устойчивое сельское
хозяйство, наступают все более и более тяжелые времена. «Но что дол-жен делать
фермер, когда большая компания скупает соседние участки площадью 5000 акров ,
пичкает почву мощными удобрениями, перепахивает все защитные полосы и выкапывает
глубокие колодцы, сосущие подземные воды со скоростью, вдвое превосходящей
скорость их восполнения? Подобные технологии, исполь-зуемые в течение долгого
времени, приводят к катастрофе, но в то же время они позволяют получать не
виданные урожаи, приводящие к падению цен. И малень-кие фермы для того, чтобы
быть конкурентоспособными, вынуждены использо-вать эти же технологии. В
противном случае они просто прогорят» .
Корпоративные пищевые гиганты проталкивают в Калифорнии новое зако-нодательство,
согласно которому пищу, накачанную пестицидами и генетически измененную, должны
маркировать как органическую. Если это законодательство вступит в силу,
традиционное сельское хозяйство окажется под давлением ис-пользования тех же
самых технологий получения быстрого урожая, присущих корпоративным хозяйствам,
которые истощат землю и подорвут здоровье ферме-ров и их семей. Это может стать
триумфом гигантских хозяйств в их стремлении вытеснить с поля маленькие фермы
раз и навсегда.
Что мы можем сделать? Даже те, кто не одобряют акции прямого действия, могут
использовать силу действия, чтобы выразить свой протест против загрязне-ния
окружающей среды и других проблем, привлекая производителей (напри-мер, фермеров
или других работников).
«Нравится нам это или нет, но мы живем в потребительским обществе. С од-ной
стороны, нам приходится тратить деньги, чтобы удовлетворять свои нужды, но, с
другой стороны, в панк-сообществе многие группы и фэнзины выступают против
транснациональных компаний. Следовательно, мы будем пытаться избе-жать
дегуманизирующего мусора, который корпорации изрыгают на нас в посто-янно
увеличивающихся количествах. Если проявлять определённую настойчи-вость, можно
добиться многого в нескольких сферах» . Один из лучших спосо-бов сопротивляться
и отказываться от разрушительной капиталистической систе-мы, — голосовать
экономически, тратя деньги на такие продукты, которые, по вашему мнению,
приносят наименьший вред. Сегодня во многих фэнзинах рас-сказывается о
бойкотируемых продуктах. Причинами для бойкота могут послу-жить бессмысленное
тестирование на животных, несправедливые условия труда или безнравственное
вложение прибыли. Кроме того, иногда приводятся полез-ные советы о сокращении
потребления, переработке и повторном использовании различных вещей. Нигде
философия необходимости сохранения и улучшения окружающей среды не проявляется
так явственно, как в вопросах питания.
«Казалось бы, человек всеядный хорошо приспособился ко многим стран-ным и
причудливым пищевым продуктам, которые появляются в лабораториях и фабриках.
Однако еще рано это утверждать. Продолжительность жизни в наши дни больше, чем
когда бы то ни было в истории человечества, но также растет и число болезней,
связанных с питанием, среди которых можно выделить рак и сер-дечные заболевания»
. Рациональный взгляд на проблему истощения ресурсов, проблемы здоровья и
следование принципам глубинной или более гуманной экологии стали причинами того,
что все большее количество панков становится вегетарианцами.
Фабрика штампует все в аккуратно запакованном виде / Какое-то убитое существо с
надписью «мясо» / Спрятанное за ложными названиями «свини-ны», «ветчины» и
«говядины» / Убийство всегда остается убийством, как его не назови .
|