"Философия Панка" - часть 7.
«Миллионы американцев крайне недовольны своей жизнью и теми, кто ими управляет
на всех уровнях. Однако они еще не революционеры, потому что все еще верят в
демократические институты... Пока люди будут верить, что они могут избрать
правильных людей, чтобы те возглавляли их, «легенда о демократии», к сожалению,
будет продолжать здравствовать» . Эта «легенда о демократии» — это сила,
управляющая прогрессивной и левой политикой. Она, конечно, соблаз-няет мыслью,
что где-то существуют хорошие, честные политики, которые могут быть избраны и
смогут добиться основополагающих положительных изменений. Вместо этого
оказывается, что только те, кто честен (словом или делом) в своей верности
статусу-кво, будут считаться реальными кандидатами для управления.
Даже если бы каким-то образом возможно было бы избрать «хороших» руко-водителей,
остается еще одна проблема. Это проблема реформистов, которые не доверяют
отдельной личности и сообществу решать свои вопросы самостоятель-но. Наоборот,
реформисты уверены, что люди не способны разобраться со своими собственными
делами, и им необходима власть, чтобы успешно вести их к луч-шему. «Я считаю
серьезной ошибкой думать, что правительство предпримет со-циальные реформы,
чтобы сделать общество более справедливым, поскольку лю-бое общество
государственного типа основано на разделении на классы и нера-венстве» .
Некоторые реформы, продвигаемые левыми, больше касаются борьбы против отдельных
симптомов болезни, чем борьбы с системой в целом. Когда поднимаются проблемы
бездомности и бедности, не находится места для критики созданной законами
капитализма порочной системы сялчности как таковой. «То, что тысячи разумных и
небезразличных людей тратят свои силы на символиче-ские реформы, которые никоим
образом не влияют на господствующую структу-ру власти, служит лишь интересам
правящего класса и государства» . Таким об-разом, панки, придерживающиеся
анархистских убеждений, отрицают способ функционирования современных
правительств. Теперь важно посмотреть какова их возможная (или зачастую
невозможная, что признают и они сами) концепция анархии, и чем она отличается от
того, что они критикуют.
Первой панк-группой, проявившей серьезный интерес к анархии и ее во-площениям в
жизни, была английская группа Crass. Тем, кто интересуется под-робной историей
создания и приключений группы, советую почитать книгу ос-нователя группы Пенни
Римбо «Предрассудок» . Они были не просто музы-кальным коллективом, а
сообществом из 12 человек, которое создавало фильмы, Газеты и имело свой
звукозаписывающий лейбл. Группа была образована в 1978 году в ответ на
возрастающую тенденцию к превращению панка в моду и приня-тию его обществом. То,
как группа занималась распространением своей продук-ции, стало стандартом,
которому начали следовать другие группы. С оговоркой на пацифистские взгляды
участников группы, некоторые панки провозгласили ее образцом анархизма в
панк-движении.
«Анархия — единственная форма политической мысли, не ищущая контро-ля над
личностью с помощью силы» . Группа Crass осуждает как правые, так и левые партии
за использование власти для контроля и принуждения людей. Сама идея государства
требует, чтобы люди подчиняли ему некоторые сферы своей жизни (а в некоторых
случаях и саму жизнь). «Анархия — это отказ от государст-венного контроля,
отражающий требование индивида жить жизнью, основанной на личном выборе, а не на
политических манипуляциях» . С отказом от внешне-го контроля связано
возникновение личной ответственности. Система, которую создает правительство,
предполагает меньшую личную ответственность, и, воз-можно, при такой системе
действительно легче жить. «Отказываясь быть под кон-тролем, вы берете свою жизнь
в собственные руки, то есть вместо распространен-ной идеи, что анархия — это
хаос, на самом деле она является началом личного порядка. Состояние анархии —
это не хаотический бедлам, где каждый делает, что вздумается» . Она
подразумевает, что люди живут друг с другом во взаим-ном доверии и уважении.
Вопррс о том, как анархисты смогут обеспечить то, чтобы жизнь, основанная на
личном выборе, отличалась от нынешнего состояния общества, представляется
довольно сложным. Очевидна, что анархисты не могут заставлять людей прини-мать
что-либо насильно, поэтому они ггредполагают необходимость личного просвещения,
способного предотвратить распространение укоренившихся пред-рассудков и
жадности. «Нельзя просто потребовать уважать других людей (и их собственность),
этому нужно учить. В капиталистическом обществе с его акцентом на жадности и
эгоизме, постоянный процесс социализации формирует отноше-ние к людям как к
вещам» . Другими словами, анархист, иди любой, кто хочет прочных позитивных
изменений, должен желать обучать людей своему типу мышления по вопросам
отношения между людьми, с целью создания свободного процветающего общества.
Думая о возможности успешного изменения идеологии без принуждения и силы,
анархист должен считать людей способными к изменениям и стремящими-ся к ним. В
противном случае анархисту пришлось бы использовать те же самые способы
убеждения, которые он презирает. Для анархиста было бы противоречи-ем навязывать
свои убеждения другим силой, но если по своей природе человек не жаден, не
эгоистичен и не зол, то он мог бы прийти в согласие с его идеалами. Люди
«убеждены обществом в необходимости эксплуатации друг друга, и это не-обходимо
для нормального функционирования системы. Несомненно, если вос-питывать ребенка
в соответствии с пацифистскими, человечными идеалами вме-сто тех, с которыми он
ежедневно сталкивается сейчас, то мы бы имели абсолютно иную позицию по
отношению к обществу и миру в целом» . Анархистам необ-ходимо осознать, что все
люди одинаково могут управлять собой, иначе они ста-нут считать себя
исключительными и признают свои далеко идущие цели неис-полнимыми. Эта идея
часто опирается на положение из наблюдений Кропоткина о том, что человек по
природе своей добр, и что жизнь наиболее полна, когда есть возможность помогать
другим людям. Проводниками этого убеждения являлись многие, начиная с
Аристотеля, и оно, в частности, отражено в работах лингвиста, анархиста и просто
замечательного человека Ноама Хомского. В то время как не-которые анархисты
разуверились в массах (эта тема будет затронута позже), большинство из них
согласно с тем, что анархисты должны стать «наставниками» для остальных,
конечно, не становясь при этом лидерами. «Так или иначе, людям нужно узнать об
анархизме. Сегодня большая часть пропаганды анархистов об действительности
обращена лишь к «посвященным»» .
Принять панк-движение как серьезную революционную силу достаточно сложно для
интеллигенции и почти невозможно для обычного человека. Создан-ный средствами
массовой информации фальшивый образ панка, как будто толь-ко и делающего, что
принимающего наркотики и губящего себя, много сделал для ослабления его
политической значимости. Это, однако, не остановило новую волну панков от
создания групп, претворяющих анархистскую риторику панка в жизнь. В 80-е и 90-е
годы организации, такие как «Anarchist Youth Federation» (Миннесота, Теннеси,
Калифорния и Мэриленд), «Twin cities Anarchist Federation», «Cabbage Collective»
(Филадельфия), «Tools Collective» (Бостон), «Positive Force» (Вашингтон) и
другие группы проводили концерты, акции и раз-личные благотворительные
мероприятия. Сегодня в США повсюду появляются и исчезают панк-коллективы.
Возможно, лучшим примером этого коллективного духа может послужить «Positive
Force» из Вашингтона.
«Positive Force» — это группа, состоящая в основном из молодых людей — жителей
округа Колумбия, которые работают с целью изменить жизнь к лучшему. Мы
организуем благотворительные и бесплатные концерты, демонстрации и се-минары, а
также работаем непосредственно с нуждающимися людьми. Помимо прочего, мы против
расизма, сексизма, гомофобии, милитаризма, насилия, эй-джизма (дискриминации по
возрастному признаку), экономического неравенства и цензуры... «Positive Force»
не имеет политической партии или лидера. Мы про-пагандируем идею о молодых
людях, работающих вместе во имя изменений» . «Positive Force» была активным
организатором акций протеста против войны в Персидском заливе, а также направила
тысячи собранных долларов в фонды ока-зания продовольственной помощи, и в такие
благотворительные организации как Вашингтонский центр мира (Washington Peace
Center), Центр Планирования се-мьи (Planned Parenthood), Центры профилактики и
борьбы со СПИДом (AIDS centers) и многие другие. Хотя некоторым из наиболее
радикальных анархистов работа по помощи этим организациям может показаться
прогосударственной, группа добилась большого успеха в воспитании самосознания и
строительстве своего сообщества. Я лично играл (со своей группой) на одном из
благотвори-тельных концертов, организованных ими, и был глубоко потрясен. Можно
было бы написать целую книгу об их группе, их целях и достижениях. Основатель
группы (но, как принято, не лидер), Марк Андерсен, в настоящий момент пишет
книгу о своей философии и истории панк-сцены в Вашингтоне.
На многих из этих панков повлияли слова и действия английских политиче-ских панк
групп, вроде Crass. В частности, члены группы Crass сотрудничали в начале 1980-х
с Кампанией за Ядерное Разоружение (Campaign for Nuclear Disarmament — CND).
Стив Игнорент из Crass вспоминает: «когда мы пришли в офис CND на Kings Cross в
первый раз, это была всего лишь тесная комнатка, в которой ютились два человека
и везде были развешаны пацифистские плакаты 60-х. Мы сказали, что хотели бы
работать с ними. В то время получило широкое развитие использование панками
символики мира и обсркдение проблем войны. Мы показали людям, какова была на
самом деле ситуация и, что в понятии «мир» не было ничего слабого или
хиппистского» . Вдобавок к этому, Crass и другие группы основали анархический
центр в Лондоне. Это был книжный магазин, ме-сто проведения концертов и сквот
для тех, кому негде было жить. К сожалению, этот центр был позже закрыт из-за
злоупотреблений наркотиками и вандализма тех, для кого «жизнь без правил»
означала жизнь без ответственности. Подобное место, «Emma Center» в
Миннеаполисе, похоже, избежал подобных проблем.
Прежде чем углубиться в методы, используемые анархистами для достиже-ния своих
целей, и аргументы в пользу пацифизма, необходимо отметить, что многие анархисты
имеют очень ограниченные цели. Многие панки-анархисты довольствуются своим
кругом и отрицают возможность распространения анар-хии. Эта позиция может быть
интерпретирована как концепция «личной» анар-хии или анархии как «образа жизни».
Таким образом, кто-то может считать себя анархистом, но одновременно признавать
тот факт, что другие люди не способны управлять собой. Эта идея вторит основному
постулату буржуазной культуры. Позиция «я правильный, а все остальные живут
неверно» — это не анархизм, од-нако она нашла отражение во многих произведениях
панк-анархистов.
Личная анархия подразумевает согласие с прогосударственным утверждени-ем о том,
что правительство или некоторые виды принуждения законом необхо-димы, чтобы
охранять общество от убийц и воров. Даже наиболее ярый комму-нист или
республиканец вряд ли признает, что правительство нужно, чтобы кон-тролировать
его самого, утверждая, что оно необходимо для масс. В этом случае, анархия
элитарна, неанархична и контрреволюционна. Люди, исповедующие личную анархию, в
основном, оставили надежду на большие изменения в обще-стве, но все еще активно
распространяют свои взгляды среди окружающих. В та-ком случае они все еще
участники панк-анархистского общества и их взгляды и содействие все еще берутся
в расчет.
В последнее время все более важным вопросом в анархистском собществе становится
пацифизм, спровоцированный вторжением США в Ирак и поиском способов выражения
протеста. Первые анархистские группы приветствовали эту идею, но сейчас, спустя
годы, она отрицается многими людьми, которые раньше защищали ее. Такие группы,
как англичане Chumbawamba и Crass, шотландцы Political Asylum были первыми, кто
привнес этот взгляд. «Между анархией и па-цифизмом нет противоречий. Пацифизм —
это не пассивность, для меня он представляет глубокое изменение в восприятии
жизни. Мысль о том, что паци-физм — это пассивность так; же наивна, как и мысль
о том, что анархия — это ха-ос» .
Участники группы Crass быстро показали, что пацифизм — это не разно-видность
трусливого ответа силе. «Как пацифист я выступаю против организо-ванного
милитаризма и убежден в том, что использование силы для контроля над людьми —
это нарушение человеческого достоинства. Если бы я оказался в такой ситуации,
когда власть угрожала бы мне прямо насилием, я бы попытался любым способом
предотвратить это. В этой ситуации я не исключаю возможность приме-нения силы» .
Пацифисты не желают быть мучениками, но подчеркивают, что ненасилие не
противоречит взглядам анархистов. Внешняя власть — это плохо, даже когда в роли
этой власти выступает анархист. Панкам-пацифистам трудно распространять свои
взгляды в сообществе, где пацифизм все еще скован обще-принятыми толкованиями.
«Убеждение большинства людей настолько велико, что любой открытый и решительный
пацифизм истерически воспринимается как происки врага, а не как распространение
такого очевидного факта, что Война — это Смерть, а Смерть — это Зло. Подобная
очевидная логика принимается, в общем, как правильная, но «нереалистичная» в
мире жадности и паранойи, где патриотизм является второй натурой и выживание
любой ценой считается само собой разумеющимся» .
Дальнейшее оправдание взглядов пацифистских анархистов происходит из часто
обсуждаемого соотношения между целями и средствами. Будет очень труд-но
завершить анархистскую революцию по уничтожению государства, если анар-хисты
будут похожи на людей, с которыми они борются. «Я раньше верил, что цели и
средства должны соответствовать друг другу. Таким образом, ложь, воров-ство,
убийство и подобные вещи я для себя исключаю» . Для анархистов-пацифистов
революция должна наступить через образование. Настоящая анархи-стская революция
и общество могут победить только тогда, когда людям будут объяснять преимущества
свободы, а не заставлять принять ее силой. Те анархи-сты, которые используют
насилие против своих врагов всякий раз, когда чувству-ют в нем необходимость,
часто «действуют от своего «эго», а не от сердца» . Па-цифисты разделяют мнение,
что «распространение литературы и обсуждение во-проса убедит людей гораздо
быстрее, чем это сделает коктейль Молотова» . Главная причина для
панков-анархистов быть пацифистами заключается в самой идее анархии. «В связи с
отрицанием правительства и внешнего угнетения наси-лие анархистов кажется более
неуместным, чем любое другое политическое наси-лие» .
Существуют и другие очевидные причины для приветствия панками-анархистами
ненасильственных средств. Наиболее очевидной является огромная разница в
количестве панков и других контркультурных фриков и том объеме власти, который
они имеют, по сравнению со своими правительствами. Они, ко-нечно, не могут сами
свергнуть правительство или ожидать, что обычные люди поддержат их. Также мало
хорошего в том, чтобы попасть в тюрьму или быть уби-тым. «Заигрывание с
романтическими представлениями о революционном наси-лии приводит людей к смерти
или, по крайней мере, в тюрьму, раньше времени, даже если в большинстве своем
насилие — это оправданная самозащита. Что вы слышали о хорошо вооруженных
«Черных Пантерах» в последнее время?» . Многие панки были увлечены этими
романтическими представлениями и совер-шали противозаконные шалости и
неэффективные преступления во имя вообра-жаемой революции. Панки-пацифисты
призывают других анархистов осознать, что многое можно сделать, прежде чем
жестокое действие будет необходимо или хоть сколько-нибудь оправдано попыткой
создать анархистское общество. В на-стоящее время «чем больше ненужных действий
мы совершаем, тем больше лю-дей списывают нас со счетов как безмозглых панков,
которые еще не повзросле-ли» .
Не меньшее количество панков называют себя анархистами, но не поддер-живают
пацифизм. Некоторые из них — это люди, которые были основателями пацифистского
лагеря. Члены английских групп Conflict, Chumbawamba и Стив Игнорент из Crass
отказались от пацифизма после многочисленных нападений скинхедов и полиции.
Пацифизм стал рассматриваться как наивная идея даже среди тех, кто ранее
принимал, его. «К сожалению, реальный мир не основан на моральных принципах.
Если бы политика и революционные изменения заключа-лись бы только в морали, мы
бы давным-давно победили! В определенное время в! определенных местах нам, к
сожалению, приходится применять силу» . Даже если пацифизм был удачно расписан
либералами как моральный принцип, дос-тойный восхищения, во многих случаях он
действует против нас. «Я верю в па-цифистскую философию, но я могу также
сказать, что я верю в Бога, но в реаль-ной жизни мне было бы трудно доказать,
что он существует! Такова реальная жизнь, и в нашем обществе существует очень
реальное насилие. Не будучи гото-вым столкнуться с ним, духовно или физически,
вы сильно рискуете» . Дэн и Феликс из коллектива «Profane Existence»
неоднократно давали подобные реко-мендации в своем журнале Одну из лучших и
наиболее рекомендуемых статей вы можете найти в книге «Снова сделай панк
угрозой» под заголовком «Добавь жару», где Феликс приводит точные и подчас
необходимые инструкции по при-менению огнестрельного оружия.
Не существует устойчивого критерия для определения, когда и по какому поводу
насилие могло бы быть применимо. Одним ш мест, где произошел кон-фликт, были
протесты во время войны в Персидском заливе, когда пацифизм критиковался как
неэффективный и либеральный. «Первая неделя протеста в Сан-Франциско была полна
напряженности между пацифистским большинством и сторонниками более радикальной
конфронтации. Мы были свидетелями «мир-ных» демонстрантов, которые обороняли
призывные участки, не давая их гро-мить, тушили пожары, устроенные
демонстрантами и извинялись за аресты, про-веденные полицией; их коллективный
скулёж: «Нет насилию!» все еще звучит в моей голове» .
Этот автор отвергает пацифизм, не осознавая всего смыслового спектра, ко-торый
может отражать этот термин. Он считает, что за пацифизмом стоит «чувст-во
собственного превосходства, самовлюбленное пуританство, исключающее про-явления
ярости и спонтанности. Он (пацифизм) имеет в своей основе слепое по-клонение
таким символам, как сторонник классового разделения общества, госу-дарственник и
сексист Ганди: он создает бесцветную, пассивную массу людей, мечтающих стать
мучениками и боящихся буйной жизненной энергии больше, чем самой смерти» . Хотя
я согласен с этим утверждением, этому автору стоило бы заметить, что суть борьбы
заключается не в создании определенных правил протеста, а в правильном
использовании тактики для достижения целей. Иногда насилие необходимо, иногда же
оно вредит делу.
Признание существования насилия в нашем обществе, и того, что это непра-вильно,
кажется, не убеждает многих людей воздержаться от его умножения. Мысль о том,
что только насильственными средствами можно получить результа-ты, является такой
же опасной, как и аргумент «кто сильнее, тот и прав», которо-му так неистово
противостоят анархисты. Рассматривание пацифизма как идеала, прекрасного, но
недостижимого, сходно с уже описанным феноменом личной анархии.
Необходимо заметить, что панки, не придерживающиеся пацифистских взглядов,
насколько я знаю, не причинили еще никому серьезного ущерба по по-литическим
соображениям. В начале 1980-х стычки с полицией были достаточно частыми (и до
сих пор нередки), но случались они, как правило, в результате от-мененного
концерта или вечеринки. Панки не принимали участие ни в каких жестоких
революциях или политических покушениях и, конечно, они настроены неагрессивно,
несмотря на то что о них говорит пресса. Лишь недавно панки про-явили серьезный
интерес к вооруженной борьбе. Возрождение материала о таких радикальных
организациях, как «Red Army Faction», «Angry Brigade», «Weathermen», «Black
Panthers» и других, выбравших вооруженную борьбу, не-прерывно появляется в
фэнзинах. С распространением этой литературы, вкупе с популярностью борьбы
мексиканского движения сапатистов (EZLN), больше пан-ков стало выступать против
идеологии пацифизма Я надеюсь, что те, кто избрал другие средства ведения борьбы
за свободу, будут к ней хорошо подготовлены.
|