"Философия Панка" - часть 6.
Более радикальной альтернативой MRR является зин из Миннеаполиса Profane
Existence («Нечестивое существование»). РЕ имеет анархистскую направ-ленность и
уделяет больше внимания политике и политически активным коман-дам, чем Flipside
и MRR. Он появился в конце 1989 года; первые 10 номеров имели формат 8.5 на 11
дюймов , как и MRR. хотя и были значительно тоньше. Затем, по неизвестным
причинам, на время этот формат был заменен на таблоидно-газетный, копирующий
известные левые издания. Однако позже, к счастью для нас, читателей, издатели
вернулись к прежней форме, одновременно увеличив объем. В последнее время РЕ
превратился в один из крупнейших фэнзинов и, благодаря своей открыто агрессивной
политике, имел большой резонанс в Евро-пе. Коллектив авторов издания, преданные
своему делу люди, явно находится под влиянием раннего английского политически
активного панк-движения. На мо-мент выхода в свет первого издания этой книги
(1992), РЕ издавался уже три года. Сейчас он уступает по степени влиятельности и
популярности среди панков только MRR. Издатели выпускают «каждый номер, чтобы
нести слово о наших собственных действиях, а также для того, чтобы служить
источником для тех, кто вовлечен в анархистскую и/или панковскую культуру и
деятельность. Еще одной причиной издания журнала является желание преодолеть
барьеры отчуждения, которые разделяют и умиротворяют общество. Если наша
политика или жизнен-ная позиция каким-либо образом оскорбляет вас... плевать!»
Хотя Flipside, MRR и РЕ, конечно, не единственные зины, которые читают в
Северной Америке и Европе, они, безусловно, самые влиятельные. В каждой
ев-ропейской стране существует множество больших и маленьких фэнзинов,
напи-санных преимущественно на языке данной страны и освещающих местную сцену.
Все три вышеперечисленные издания читаются во многих странах и, соответст-венно,
отражают происходящее во всем мире. Эти и другие зины не только изла-гают
позиции и описывают деятельность панк-сцены, но и в какой-то степени оп-ределяют
ее курс. За последние двадцать лет были выпущены тысячи различных фэнзинов. Эти
три издания использовались в качестве основных источников, ис-ходя из их
распространенности и признания в панк-сцене.
Необходимо учесть изменения в мире зинов, произошедшие с момента пер-вого
издания этой книги. Во-первых, резко возросли количество и популярность
издаваемых зинов. Крупные коммерческие дистрибьюции и сети распространи-телей
печатной продукции начали принимать зины на распространение. Для многих зинов
это стало фантастической возможностью охватить большую ауди-торию, а для
подростка из любого провинциального городка — познакомиться с подпольной
культурой. Отрицательной стороной этого явления является то, что зинам зачастую
необходимо становиться «более профессиональными» или мейн-стримовыми, чтобы
добиться массового признания. Безусловно, существует большое количество
глянцевых панк-журналов. Профессионально оформленные, они полностью состоят из
рекламных объявлений, рецензий и скучных интервью, и не несут в себе творческого
начала и искренности, так свойственных их более жестким и страстным
предшественникам. Также получил распространение такой феномен, как книги на
основе зинов, а также полноформатные книги, написан-ные издателями зинов и
представляющие собой переиздание старых номеров.
В этом году (1999) умер Тим Йохэннон, оставив MRR в руках молодой, менее опытной
команды. Надеюсь, что эта команда сохранит умение Тима выражать бунтарские идеи
в журнале, который сейчас продвигает очень узкую линию панк-музыки. В 1999 году
РЕ прекратит свое существование . Это создаст большой про-вел в итак очень
разрозненной анархистской панк-сцене. К счастью, они оставили после себя очень
хорошую книгу под названием «Снова сделай панк угрозой» . Обязательно прочтите
ее!
Необходимо помнить, что независимо от объема фэнзины преследуют одну цель: обмен
идеями, которые определяют панк-культуру и философию. Таким образом, фэнзины
могут быть использованы, чтобы отразить особенность таких идей, как анархия,
взаимоотношение полов, философия окружающей среды и принципы дел в
панк-сообществе.
АНАРХИЗМ: АЛЬТЕРНАТИВА СУЩЕСТВУЮЩИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ И
ПОЧЕМУ ПОДОБНЫЕ ИДЕИ РАЗДЕЛЯЮТ ПАНКИ ВО ВСЕМ МИРЕ. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖНЫХ
ПОЛИТИКОВ ПОДТОЛКНУЛА ПРЕДСТАВВИТЕЛЕЙ КОНТРКУЛЬТУРЫ К МЫСЛИ О ТОМ, ЧТО БЕЗ ЭТИХ
«КРОВОПИЙЦ» ЖИЗНЬ БЫЛА БЫ ЛУЧШЕ.
«Все правительства нежеланны и не являются необходимостью. Государ-ство не
осуществляет никаких функций, которые не в состоянии выполнить само общество.
Нам не нужен кто-то, кто говорил бы нам, что делать, или пы-тался управлять
нашей жизнью, душил нас налогами, правилами, уставами и жил без забот за счет
нашего труда» .
Что касается выбора политической идеологии, большинство панков при-держиваются
анархистских взглядов и лишь небольшая часть поддерживает дальнейшее развитие
идей капитализма или коммунизма. Это вовсе не означает, что все панки хорошо
разбираются в истории и теории анархизма, но большинст-во из них разделяют
убеждения, сформированные на принципах отрицания официального правительства и
правителей, и ценят индивидуальную свободу и ответственность. Фэнзин Profane
Existence («Нечестивое существование»), изда-ваемый в Миннеаполисе, самый
большой анархистский панк-фэнзин в Северной Америке, освещает как музыку, так и
политику анархистской направленности. Существует множество других интересных
периодических изданий, ориентиро-ванных на более активных и сознательных
читателей, которые ставят музыкаль-ную составляющую панк-движения ниже
политической.
В Европе существует большее количество анархистских фэнзинов и групп, поскольку
европейские панки исторически более политически активны, чем их
североамериканские собратья. На создателей и редакторов этих фэнзинов по-влияла
вторая волна европейского панка (1980-1984), которая была явно полити-чески
ориентированна. Такие группы, как Crass, Conflict, Discharge в Великобри-тании,
The Ex и BGK в Голландии и MDC и Dead Kennedys в Америке изменили сознание
многих панков, превратив их из простых рок'н'роллыциков в бунтарей-мыслителей.
Сегодня идеология этих команд взята на вооружение группами, иг-рающими во всем
музыкальном спектре панка. Оглушительный трэш чикагской группы Los Crudos, равно
как и мелодичный панк-рок группы Propagandhi, соче-тающийся с нецензурными
текстами, пронизаны идеями классовой борьбы и бросают вызов угнетению.
Результатом деятельности этих групп являются тысячи молодых людей, на-зывающих
себя анархистами и испытывающих здоровое презрение к ныне пра-вящим режимам. «На
заре развития того, что мы называем цивилизацией, неко-торые люди осознали, что
они могут легко жить и богатеть, заставляя других лю-дей работать на себя.
Используя интриги или грубую силу, эти люди провозгла-шали себя вождями,
шаманами, королями или священникам, с помощью угроз им удавалось повелевать
людьми. Время от времени их подданные восставали, и этим людям приходилось либо
проводить реформы с целью успокоить восставших, ли-бо на их место приходил
кто-то другой. Такова природа любого правительства как явления» .
Панки выбрали анархизм как альтернативу всем существующим политиче-ским системам
в мире и замкнутому кругу угнетения, который несет в себе каж-дая революция.
Сама природа власти (и иерархий в целом) содержит в себе угне-тение и
эксплуатацию людей. В отличие от других молодежных или буржуазных контркультур,
панки отвергают коммунизм и левое крыло традиционных демо-кратических
правительств наравне с капитализмом. Реформы, проводимые пра-вящими партиями,
часто осуждаются как прогосударственные (способствующие удержанию у власти
официального правительства) и поверхностные. Реформы призваны умиротворять, а не
освобождать людей. Что же касается коммунизма, многие панки согласны с
положениями движения, предполагающими поддержку прав женщин, рабочего класса и
разделяющими их отвращение к капиталистиче-скому обществу. Члены панк-сообщества
принимали участие в демонстрациях, организованных Лигой Спартанцев,
Революционной Коммунистической Партией (RCP) и другими марксистскими,
ленинистскими и троцкистскими группами, ис-ходя из общности целей по некоторым
вопросам. Однако анархисты, впрочем, как и все, кто изучает историю, понимают,
что в действительности коммунизм очень далек от целей идеального анархистского
устройства.
«Коммунистические группы, будучи не у власти, занимают совсем другую позицию.
Они представляют коммунизм как благородную силу, которая борется за равенство и
справедливость против угнетения и господства капиталистов. Но в действительности
левые партии авторитарны по своей природе. Любая система, поддерживающая как
часть своей философии господство одного человека над другим, утверждает
возможность угнетения. Коммунистические группы борются не за освобождение масс,
а за свою собственную власть. Получив власть, они ис-пользуют те же репрессивные
средства для ее сохранения, как и все правительст-ва» .
Свидетельства поддержки коммунизмом практики угнетения происходят не только из
истории современных репрессивных режимов, но также из истории Кронштадтского
восстания в России 1921-го года, Украинского анархистского движения 1918-1921
гг.» и гражданской войны в Испании 1936-39 гг., где анархи-сты были преданы и
раздавлены тоталитарными коммунистическими силами. Коммунистические режимы не
обязательно отличаются в своих последующих действиях от сверженных режимов, в
особенности в том, что касается народа, управляемого ими. Революция означает не
просто смену правителей. «В этом веке революция стала сменой власти,
спланированной профессиональным классом коммунистических организаторов, которые
просто свергают капиталистические системы и заменяют их собственными, такими же
или даже более деспотичны-ми» . В этом смысле, революции превращаются в порочный
круг, недовольные восстают только для того, чтобы создать новый класс
недовольных. Коммунизм не предоставляет той степени свободы, которую может дать
анархизм, и, поэтому яв-ляется не более приемлемым, чем его предполагаемый враг,
капитализм.
Панк-движение изначально появилось в странах, исповедующих капитали-стическую,
псевдодемократическую идеологию. Вследствие этого, капитализм и его проблемы
стали первой мишенью политизированных панков. Большое коли-чество бездомных,
классовое неравенство и эксплуатация на рабочем месте — вот лишь некоторые
результаты системы, построенной на алчности. Несмотря на то что
капиталистическая система предоставляет огромные блага многим членам общества, в
то же время, она имеет прямое отношение к эксплуатации тех, кто не обладает
этими благами. Старая идея о том, что честный, усердный труд приве-дет к
богатству, в огромном числе случаев не получала подтверждения в жизни. Если бы
это было так, то многие нынешние представители низшего класса, вклю-чая меня и
мою семью, были бы сказочно богаты.
В капиталистическом обществе степень успеха измеряется количеством бо-гатства и
имущества. Следуя этой логике, средний класс материально «состояте-лен», доволен
своим статусом и страшится бедности настолько, чтобы быть на-строенным против
любого рода радикальных изменений. Даже бедные люди, ко-торые должны понимать, и
часто понимают свое настоящее положение, работают ради того, чтобы получить
возможность пользоваться благами среднего класса. Тот факт, что люди
предпочитают покупать стереосистемы и телевизоры вместо еды, доказывает их
убежденность в том, что увеличение количества денег и вещей сделает их жизнь
лучше.
Не вызывает сомнения, что определенные блага и деньги могут сделать жизнь легче,
но суждение об успехе и неудаче в таких категориях имеет опасную подоплеку.
«Капитализм опирается на некую теоретическую модель, предпола-гающую, что все
стремятся увеличить свой индивидуальный доход. В своем боль-шинстве люди
вписались в эту модель, превращая все вокруг себя в товары, кото-рые могут быть
проданы и куплены» . Это наиболее очевидно проявляется в опасностях, угрожающих
сегодня окружающей среде. Когда экономисты подсчи-тывают стоимость природных
ресурсов, без учета вреда, который наносится ок-ружающей среде, они гарантируют
экологическую катастрофу для будущих по-колений людей и нынешних поколений
растений и животных. В более экстре-мальном случае «это убеждение достигает
своего пика во время войны, когда лю-ди и сражения становятся товаром; убийство
теряет свое значение» . Это очень важный вопрос, и война в Персидском заливе на
Ближнем Востоке может служить тому ярким примером.
Много говорилось и говорится о том, что капитализм — это людоедская сис-тема.
Данное положение обычно используется, когда речь идет об эксплуатации людей
корпоративными собственниками и управляющими из жажды наживы. Капитализм,
похоже, основывается на нищете и жалком существовании отдель-ных групп людей. Во
время войны в Персидском заливе солдаты обеих сторон ис-пользовались как
инструмент, не только предотвращающий потерю прибылей, но, наоборот, способный
увеличить доходы. «Определенные факты, сопутствую-щие войне, бесспорны: сотни
тысяч невинных людей лишаются жизни, целое го-сударство оказалось практически
разрушено. В капиталистической Америке вой-на приняла немного другое
направление: на ней можно было заработать много денег» . Не углубляясь в
очевидные причины того, почему эта война была не-правильной и несправедливой
(если война вообще может быть справедливой), мы можем посмотреть на некоторые из
ее экономических последствий. Футболки «Буря в пустыне», видеокассеты,
экстренные репортажи по телевизору, наклейки на машины превращали расистские
лозунги и многочисленные смерти в привле-кательный товар. Нефтяные компании
были, возможно, главными «победителя-ми» по части прибыли, и популярный
антивоенный лозунг «нет крови ради неф-ти» следовало бы заменить на более
подходящий «нет крови ради денег».
Общая сумма, в которую война обошлась Соединенным Штатам, составила 60
миллиардов долларов (в эти расчеты не включаются потери союзных войск, ка-кими
большими они бы ни были и, естественно, потерь Ирака). Если считать эту цифру
точной, что само по себе является нравственным преступлением, то при-были,
которые Америка получила от этой войны, становятся очевидными. «При-том, что
финансовая помощь стран-союзников составила 57 миллиардов, а также 18 миллиардов
были перечислены Саудовской Аравией и Кувейтом за новое воо-ружение, эта война
окажется довольно прибыльным делом для американского правительства» . Помимо
этого, крупные строительные компании получат при-быль от восстановления
разрушенного Ирака. Чем больше будет ущерб, тем больше придется восстанавливать
и тем больше будет эта прибыль.
На первый взгляд, получать прибыль от войны дико и противоестественно, но, тем
не менее, это происходит. Неужели вы считаете невозможной такую си-туацию, когда
кому-то необходима война, чтобы простимулировать экономиче-ский рост и увеличить
прибыли, снизить уровень безработицы и создать в обще-стве патриотические
настроения — и все это под прикрытием провозглашенной военной цели? «Некоторые
могут создавать изощренные теории заговора, чтобы объяснять подобные явления,
но, по нашему мнению, такие теории не нужны. Правда лежит на поверхности:
получать прибыль от войны — пример рацио-нального поведения в капиталистической
системе, превращающей все вокруг в товар, ценность которого определяет
«свободный рынок» . Исходя из всего вы-шесказанного, анархисты не могут принять
капитализм, поскольку его основой является обезличивание и эксплуатация людей (а
также животных и окружающей среды) ради денег. Существуют и другие причины, по
которым капитализм и псевдо-демократическое общество неприемлемы для анархистов.
Некоторые из них будут рассмотрены ниже.
Панки-анархисты придерживаются убеждений, некоторые из которых пере-кликаются с
идеями радикальных, либеральных или крайне левых течений демо-кратического
спектра. Защита прав женщин и сексуальных меньшинств, равенст-во рас, являются
необъемлемой частью политических платформ, как либералов, так и анархистов.
Однако эти сходства не мешают анархистам критиковать левых не меньше (а иногда и
больше), чем правых. «Странно, что анархисты могут всту-пать в коалицию и
работать вместе с левыми группами, на самом деле, анархизм находится в такой же
оппозиции левым у6еждениями, как и правым» . Война в Персидском заливе может
служить иллюстрацией отличий в позициях левых и анархистов.
Акции протеста и попытки сопротивления левых показали их нежелание «занять
принципиальную позицию во имя радикального эгалитаризма» . В об-щем, отличия
анархистов от левых заключаются в том, что последние, по их мне-нию, боятся
сделать что-либо, «что может означать прямую конфронтация с госу-дарством» . Я
лично посещал большую из двух антивоенных акций протеста, ко-торые состоялись в
Вашингтоне, и могу согласиться с вышеприведенным утвер-ждением. Акция была
организована несколькими либеральными группами, це-лью которых было заявить о
себе и продать свою атрибутику. «Лидеры движений призвали участников
демонстраций выстроиться в колонну за людьми, несшими лозунги, что фактически
означало потрясание цепями «цивилизованных людей» вместо попытки их разбить.
Демонстрантам было сказано не выходить на проез-жую часть и «вести себя
прилично» перед камерами. Спонтанный, творческий протест всячески подавлялся.
Для усмирения всех несогласных существовали так называемые «peace monitors» —
люди, отвечающие за порядок» .
Главной целью создания коалиции является протест с более широкой базой,
обращающийся к большому числу взаимосвязанных проблем. В этом же случае,
коалиция привела к размыванию изначальной идеи протеста. Чтобы не обидеть
какую-нибудь из присутствовавших групп (за исключением группы коммунистов,
отвратительной в своей смехотворной поддержке Ирака), главным лозунгом
про-тестного движения стали слова «Сейчас же верните войска домой!» Поскольку
это не выражало обесценивания человеческой жизни, многие панки пошли дальше,
выдвинув более острый лозунг «На хуй войска!». Как поддержка солдат в
разру-шениях и убийствах, так и требование вернуть их домой, чтобы не подвергать
их опасности (как если бы солдаты противной стороны были менее ценными), оба эти
требования основаны на очень ограниченном и ошибочном восприятии си-туации.
«Протестующие сводили войну к единственному, легко усваиваемому пункту: войска —
это хорошо, война — нет. Таким образом, движение за мир не-критически относилось
к патриотической лжи мейнстрима, выражая свою оппо-зицию в духе альтернативного
национального интереса: «Мир — это патриотич-но!» Каждому, кто на самом деле
заинтересован в мире, следует отрицать патрио-тизм и понимать, что эта страна
основана на угнетении и эксплуатации» . Сей-час должно быть очевидно, что панки
совсем не патриоты. «Для меня быть пат-риотом и при этом противостоять
большинству — это лицемерие. Я считаю не-возможным поддерживать достоинства этой
страны, не поддерживая одновре-менно ее недостатки. Каждый раз, когда тема
смертей, пыток или пренебрежения к другим становится реальностью из-за этой
страны, тогда в моих глазах, разуме и сердце, плохие черты безусловно
перевешивают хорошие» .
Протесты и весь подход левых к войне, кажется, провоцировал общее чувство
беспомощности и бессилие отдельного человека. Единственным способом
проти-востоять этой войне было вступление в группу и передача власти ее лидерам.
Средства массой информации интересовались лишь заявлениями, которые дела-ли
лидеры или знаменитости. Единственное, что мог сделать человек — это ку-пить
футболку или написать письмо. У левых методы протеста были предопреде-лены, и
правила строго очерчены. «Структуры власти, иерархии и зарабатывания денег таким
образом поддерживались без какого-либо осознания путей, в которых эти силы были
ответственны за конфликт в Персидском заливе: подчиняющийся приказам рядовой
почувствовал бы себя здесь в своей тарелке. Основная идея этих протестов была
ясна: скажи им, что ты зол (в самых мягких выражениях), потом иди домой и смотри
телевизор» .
Отличительные черты и неудачи сопротивления войне в Персидском заливе явились
ярким примером политики левых. Анархистов отталкивают методы, ос-нованные на
стремлении к господству, и отношение лидеров левых к своим по-следователям, а
также готовность последних к слепому подчинению авторитетам. «Официальное левое
движение управляется зацикленными на отдельных вопро-сах профессиональными
политиками-карьеристами, душащими любые перемены бюрократией и мелочной борьбой
за статус, которые часто маскируются под «профессионализм» . Так же, как и
коммунисты, левые ищут несогласных, «за-ставляя их двигаться в строго заданном
направлении и тупо отдавать свои голоса «прогрессивным» политикам, которые затем
их неизбежно предадут, или, соби-рать подписи в поддержку законов, которые, даже
если их примут, никогда не бу-дут реализованы на практике» . Каждый, кто хоть
раз в жизни работал за деньги на такие некоммерческие группы, объединенные
«общим делом», может под-твердить это. Конечно, и демократические левые сделали
много хорошего, но анархисты расценивают эти меры как всего лишь успокоительные,
а не направ-ленные на реальные перемены. Основным поводом для критики политиков
лево-го толка является тот факт, что они стремятся к переменам, работая изнутри
кор-румпированной и деструктивной системы. Какими бы значительными не были
улучшения, предлагаемые этими политиками, анархистов устроят только корен-ные
преобразования.
|