"Философия Панка" - часть 5.
Эти события привели к распространению идеи, что единство панков и ски-нов нелепо
или, по крайней мере, совершенно нежелательно. Большинство скин-хедов —
придерживающееся правых и гомофобских взглядов белые мужчины из среднего класса.
Из этого правила бывают и исключения, но они почти отсутст-вуют, если говорить о
слепом патриотизме скинхедов вне зависимости от страны, где они проживают.
Деталью униформы американского скинхеда был американ-ский (или конфедеративный)
флаг на плече его/ее бомбера. Протесты против войны в Персидском заливе часто
сопровождались тем, что некоторые скинхеды провоцировали протестующих на драки и
выкрикивали расистские и сексистские оскорбления. Удивительно, что с таким
патриотическим угаром они не желали записаться в армию, а предпочитали с жаром
осуждать протестующих. Большин-ство панков отвергает патриотизм как ненужный и
опасный. Это много раз созда-вало проблемы в отношениях между панками и скинами.
Много столкновений происходило между панками и скинами по случаю сжигания флага
и на концертах, и на акциях, в которых участвовали политически активные
панк-групп и их последователи. Я был свидетелем, как несколько SНАRР-скинов
напали и поколотили одного протестующего на митинге против ку-клукс-клана из-за
сжигания флага. В этой группе были черные и женщины. В Нью-Йорке 4 июля 1989
года около 50 скинхедов препятствовали сожжению флага левыми группами и панками
в Вашингтонском парке. «Скинхеды распевали: «Сожжете флаг, а мы сожжем гомика»,
называли Эбби Хоффмана «козлом» и кричали: «Это Америка — люби ее или сваливай
отсюда» . По крайней мере, один панк был жестоко избит этими скинами.
Позже, днем, скинхеды двинулись в парк Томпкинс Сквер, где собралось большое
число панков, чтобы физически противостоять им. Но появилась поли-ция и
предотвратила драку. Полиция не так спешила, когда ранее в тот же день скинхеды
уничтожили организованный панками анархический центр, разбив витрину и сильно
ранив одного человека.
В Нью-Йорке была самая большая (или, по крайней мере, самая заметная и
влиятельная) скинхед-сцена США в 1984-88 годах. Группы, которые вышли из
Нью-Йорка, были самыми неоригинальными, убогими, пропагандирующими на-силие и
придерживающимися реакционных взглядов. Им не хватало мелодичных гимнов с
подпевками их британских коллег, но они заменили их немелодичной долбежкой. Они
не были нацистами, но, конечно, не разделяли радикальных по-литических взглядов
панков. Самой известной американской скинхед-группой была Agnostic Front из
Нью-Йорка. Многие другие скинхед-группы находятся под влиянием их текстов и
музыки с 1982 года. Как и у других нью-йоркских групп, их тексты песен в
основном состоят из бравого мачизма и гордости за себя, город и страну. О
гомосексуалистах: «Я не бью голубых ребят, но пусть они тусуют в Вест-сайде.
Если я вижу парней, щупающих друг друга или лижущихся, я пошлю их подальше. У
меня есть такие друзья, но я не хочу знать, что они делают» . Пози-ция, которая
способствует распространению гомофобии и силы «мачо», стала ча-стью идеологии
скинхедов и распространилась в Нью-Йорке, проявившись и в возникавшей тогда
стрэйт-эдж сцене, так как стрэйт-эджеры посещали те же клу-бы и ходили на те же
группы, что и скинхеды.
Agnostic Front и другие скинхед-группы регулярно высказывались против
коммунистов, анархистов и прочих, которых они рассматривали в качестве
«ли-беральных групп». Эти группы «так легко промывают мозги. Они впаривают
ре-бятам сказки про мир во всем мире, который никогда не будет существовать...
Они говорят, что нужно поддерживать страны третьего мира и тому подобное фуфло»
. Другие скинхеды вторили этим невежественным реакционным взгля-дам, обратив
свою критику на панков. «Панки, вы не замечаете, что живете в са-мой свободной
стране в мире? Кого заботит война, которая идет в двух тысячах миль отсюда? Это
не в Америке. Что касается ядерного оружия: лучше умереть свободным, чем жить
сотни лет в рабстве у русских... Я правый и ненавижу либе-ралов, коммунистов,
геев (потому что они извращенцы), и они должны быть уничтожены... Больше всего я
ненавижу панков потому, что символизируют ком-мунизм, гомосексуализм и являются
абсолютнотупыми людьми» .
Из приведенных цитат хорошо видно, кто на самом деле «тупые люди».
Среди скинхедов есть геи, коммунисты, либералы и противники насилия. Они, по
существу, не разделяют никаких скинхедовских принципов, а только пе-ренимают
внешний вид, так как это стало распространенной модой в Соединен-ных Штатах. В
самом деле, невозможно пройти через квартал, где живут геи, без того, чтобы не
увидеть дюжину «скинхедов» в униформе. Но здесь я говорю не о них. Эти люди
могут спорить до посинения о том, что такое быть скинхедом и т.п., но для меня
удивительно, как они могут называть себя скинхедами в Амери-ке 90-х.
Далеко не все скинхеды — нацисты или даже расисты. В действительности, самое
большое противодействие скинхедам-расистам исходит как раз от других скинхедов.
Эти нерасистские скины носят ту же одежду, что и остальные, но они
придерживаются немного других представлений о том, что значит быть скинхе-дом.
Они принимают и признают цветных скинов, но зачастую являются столь же
патриотически настроенными и жестокими, как и их расистские сородичи. Такие
группы, как S. H. A. R. P. (Skinheads Against Racial Prejudices — Скинхеды
против расовых предрассудков), A. R. A. (Anti-Racist Action — Антирасистское
действие) и другие местные группы из скинхедов были организованы для разрушения
сте-реотипа скинхеда-расиста. Как они останавливают расистских скинхедов? «Наш
опыт показывает, что тактика, которая сработала в Миннеаполисе, включает
фи-зическую конфронтацию. Драться и выбивать из них дерьмо» . Подобная группа из
Великобритании, «Антифашистское действие» (Anti-Fascist Action), также
при-держивается мнения, что драка с нацистами — «единственный язык, который они
понимают — ботинками, кулаками, железными прутами и всем, что может
про-демонстрировать этим клоунам, что мы не шутим и не потерпим нападений на
людей из-за их цвета кожи, сексуальных предпочтений или политических убеж-дений»
.
Антирасистские скинхед-группы критикуются по двум основным пунктам. Первый — их
приверженность к насилию, которое для многих выглядит как по-вод поиграть
мускулами без риска попасть под критику за это. Когда люди под-вергают сомнению
их тактику, обычный ответ: «Я думаю, ненасильственный под-ход нереален. Я не
думаю, что он работает. Можно взглянуть на историю паци-фистских движений и
увидеть, что действительно работает, а что нет» . Пацифи-стский подход
полагается не только непрактичным, но потенциально расистским. «Я думаю, что
большинство белых либералов, которые говорят о пацифизме, мо-гут быть
истолкованы так же как и расисты, классовые шовинисты или сексисты потому, что
белые представители среднего класса находятся в позиции власти» . Или, когда
люди осуждают их тактику насилия, они отвечают: «Я думаю, что это фигня и в этом
есть что-то от расистской позиции» . Следует заметить, что Кье-ран, человек,
которому принадлежат эти слова, в настоящее время обвиняется в нападении на
расиста во время демонстрации в Миннеаполисе. Зная его тактику, неудивительно,
что он либо напал на кого-то, либо стал легкой добычей для трус-ливых расистов,
которые обвинили его в этом. Конечно, я надеюсь, что обвинение снимут и Кьеран
сможет продолжить свою упорную борьбу с расизмом, будучи более осторожным, когда
рядом копы.
Второй пункт критики антирасистов заключается в их взглядах на свободу слова.
«Речи, которые произносят фашисты, проповедуют геноцид и ненависть, а не
свободу, не освобождение, они об убийстве людей, подчинении и господстве, о
поддержании иерархии. Та свобода слова, с которой я себя ассоциирую,
заключа-ется в осознании всеми собственной силы и освобождении для всех, и я не
думаю, что, позволяя фашистам говорить, мы помогаем создавать истинную свободу
для каждого. В случаях, когда люди приглашают фашистов выступить по радио или
где-нибудь еще, нужно пресекать это, и нельзя допускать этого, потому что это не
способствует настоящему освобождению» .
Это правда, что речи фашистов не ведут к свободе. Проблема в том, что
фи-зическое насилие против тех, кто имеет другое мнение, как бы это ни было
вредно или нелепо, это, конечно, способ цензуры, которая является потенциально
вред-ной и губительной для свободного общества. Легко увидеть, как хорошие
наме-рения, сдерживаемые желанием насилия, могут преобразиться в опасное и
невер-но направленное движение, которое цензурирует все, что оно считает
расистским или фашистским. Во всяком случае, цензура этого идиотского правого
дерьма сделала его даже более популярным среди идиотских последователей этого
жан-ра. Заявления о том, что их загоняют в подполье, преследуют и цензурируют,
приводят к устойчивому размножению расистского скинхедовского мусора, кото-рый в
противном случае не получил бы распространения, поскольку лишен ка-ких-либо
достоинств.
Скинхеды в Америке, честно говоря, стали не более чем молодежным на-правлением.
Они представляют угрозу лишь для панк-сообщества, да и то пото-му, что они все
еще дерутся на больших концертах. Хотя большинство американ-ских скинхедов
больше не расисты, они, в большинстве своем, патриотичные и невежественные
гопники. Панков и скинхедов почти ничто не связывает (за ис-ключением стрэйт-эдж
панков, которым импонирует скиновский незатейливый внешний вид и зачастую
консервативные взгляды), но их постоянно сваливают в одну кучу из-за схожих
музыкальных вкусов. Это показывает, что скины на самом деле не читают или не
понимают тексты многих панк-групп, которые им нравят-ся.
В прошлом немногие панк-группы имели смелость высказываться против скинхедов на
своих концертах из-за угрозы насилия, но ситуация меняется. В не-которых городах
были случаи, когда скинхедов не пускали на концерты, в других случаях клубы
объявляли, что не потерпят их тупого насилия. Клуб «ABC No Rio» в Нью-Йорке
должен быть упомянут за свои достижения в изменении репутации нью-йоркской
панк-сцены от агрессивной скинхед/стрэйт-эдж сцены в сторону нынешней творческой
и политически активной панк-сцены. Концерты, которые несколько лет назад были бы
полны драк, сейчас проходят практически без скин-хедов и устраиваются для
веселья и общения. Американская сцена, кажется, в це-лом отворачивается от
скинов, и я не думаю, что в скором времени скины вернут-ся в больших количествах
на более молодую панк-рок сцену. Большинство ин-формации о скинхедах и других
темах из этой книги не может быть найдена в мейнстримовых публикациях или
библиотеках. Средства массовой информации искажают и делают дешевые сенсации из
философии скинхедов и панков, потому что недостаточно знают о них. Чтобы узнать
правду и сущность явлений, надо обратиться к первоисточникам. Первоисточниками
для этой книги были личный опыт и чтение фэнзинов.
СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ ВНУТРИ ДВИЖЕНИЯ: ФЭНЗИНЫ — ОБРАЩЕНИЕ К АНДЕГРАУНДУ ЧЕРЕЗ
КОПИРОВАЛЬНУЮ МАШИНУ.
«Я бы разделил все зины на следующие категории в соответствии с их
на-правленностью (в произвольном порядке):
- художественные (комиксы, мэйл арт, коллажи)
- конституционно-консервативные
- экологические
- кинематографические (в основном, посвящённые грязно-кровавым фильмам ужасов)
- поэтические
- посвященные религии (язычество, раскольничество, церемониальная магия)
- анархистские/леворадикальные
- музыкальные
- научно-фантастические/фэнтезийные
- литературные
- посвященные паранормальным явлениям (таким, например, как НЛО)
- антивоенные/социальной направленности
- о сексуальных меньшинствах.
Примерно 90% от общего объема публикаций «маленькой» прессы может быть отнесено
(иногда с некоторой натяжкой) к одной из перечисленных ка-тегорий» .
Панк-фэнзины (сокращенно, зины) являются основным способом обмена информацией
среди панков. Они издаются панками, для панков, и освещают ис-ключительно
широкий спектр тем. В этой книге я уже обращался, и впредь буду обращаться за
информацией к самым большим из них (обычно большим считает-ся зин с тиражом
свыше тысячи экземпляров). Как правило, они посвящены му-зыке и политике в
широком смысле слова, в меньшей степени касаясь других упомянутых выше тем. Это
не означает, что другие темы недостаточно интересны или не так вдохновляют, так
как не относятся напрямую к панк-миру. Просто эти темы не так актуальны для
данного обсуждения: фэнзины, содержащие поэзию и фотографию, схватывают и
передают искусство и мироощущение панков не ху-же, но их содержание бывает
тяжело выразить словами. «Как всеобъемлющее произведение искусства, панк-фэнзин
является синтезом различных элементов, таких как музыка, философия, эстетика и
жизненная позиция. Все это вместе взя-тое и составляет феномен панка» .
Первые панк-фэнзины появились в середине 1970-х с развитием панк-сцен в
Нью-Йорке и Лондоне. Самыми известными из них были английский Sniffin' Glue и
нью-йоркский Punk . Как и большинство фэнзинов, они существовали недолго,
выходили маленькими тиражами и отличались любительским подходом (по стандартам
глянцевых журналов). Фэнзины не следует путать с журналами, имеющими глянцевые
обложки, полноцветную печать и высокие бюджеты. В большинстве своем, фэнзины
делаются на ксероксе и сшиваются при помощи скрепок, без нумерации страниц,
авторских прав и каких-либо надежд на при-быль. Все что необходимо, чтобы издать
фэнзин, — это желание выразить свое мнение, идеи и мысли, и доступ к дешевому
ксероксу. Фэнзины распространяют-ся, в основном, посредством почты, так как
магазины редко заинтересованы в по-добной некоммерческой продукции с
потенциально небольшой аудиторией. К тому времени, когда два вышеупомянутых
фэнзина прекратили свое существова-ние, они повлияли на достаточное количество
людей, чтобы способствовать воз-никновению сети локальных фэнзинов, которые
вскоре образовали всемирную панк-сеть.
«Фэнзиновое безумие» быстро набирало силу на раннем этапе развития панк-сцены в
Калифорнии, «где неотъемлемой частью сцены были фэнзины, размноженные на
ксероксе и мимеографе, содержащие материалы о группах и самих панках. Flipside
появился в городе Уиттиер, стоил 25 центов и выражал злобный, бескомпромиссный,
в общем, типично подростковый взгляд на сцену. Он представлял собой полную
противоположность зина Slash , который всегда был более интеллектуальным, в то
время как Flipside был прямолинейным, без-башенным и веселым» . С прекращением
выхода в свет Slash, Flipside превратил-ся в самый крупный зин в Южной
Калифорнии. По-прежнему уделяя большое внимание местной сцене, Flipside одним из
первых стал брать интервью у панков из различных европейских стран. С тех пор
Flipside стал все меньше и меньше уделять внимания панку, и теперь представляет
собой журнал, посвященный «альтернативной музыке», причем люди, которые стояли у
истоков его создания, сейчас практически не принимают в нем участия. Тем не
менее, вооружившись девизом «не будь сторонним наблюдателем», «Flipside» показал
панкам во всем мире, что любой может и должен делать что-то сам.
Фэнзин Maximum Rock N Roll появился в Сан-Франциско в 1982 году вслед за
одноименной радио-программой, посвященной панку. По сравнению с Flipside'oм он
содержал гораздо больше политики и охватывал большее число ло-кальных сцен. Не
замыкаясь на Калифорнии, он публиковал обзоры сцен , напи-санные читателями со
всего света. Печатая рекламу релизов, дистро/лейблов, зи-нов и контактные адреса
людей из США, Южной Америки, Японии, Восточной и Западной Европы и даже
Советского Союза, MRR способствовал созданию поис-тине всемирного
панк-сообщества.
MRR является самым старым из «больших» американских фэнзинов, не счи-тая
Flipside. Провозглашая идеи всеобщего равенства, он способствовал, форми-рованию
жизненных убеждений тысяч панков на протяжении многих лет. Редак-тор MRR Тим
Йохэннон (Tim Yohannon), неоднократно критиковавшийся за по-пытки определить
«что является панком, а что — нет», по его словам, никогда и не претендовал на
объективность. На вопрос редакторов Flipside о его нежелании публиковать рекламу
группы скинхедов-расистов, он ответил: «Я не хочу предос-тавлять журнальное
пространство для выражения идей, которые я считаю реак-ционными и которые
способствуют распространению и умножению глупости, ее в мире и без этого полно.
В отличие от коммерческих средств массовой информа-ции, альтернативой которым он
является, фэнзин по определению делается вполне конкретными людьми. Поэтому я
считаю, что в нем должны отражаться мысли и желания этих людей. Мы не
единственный фэнзин в мире, и мы не пыта-емся претендовать на объективность...
Просто я не хочу никаким образом содей-ствовать распространению подобной
(расистской) идеологии» .
Коллектив MRR постоянно обновляется, и зин продолжает расти, становясь все более
популярным. Современное компьютерное оборудование придало ему более
«профессиональный» внешний вид (хотя он все еще остается черно-белым), а
увеличение доли Присылаемого читателями материала (до 95% каждого номе-ра)
удвоило объем, который превышает теперь 150 страниц. Хотя MRR часто и
не-справедливо критикуют за его политику, действительно правомерным можно
считать то утверждение, что этот зин оказывает чрезмерное влияние на панк-сцену,
что само по себе не очень хорошо. В самом деле, большинство панков пол-ностью
соглашается с тем, что публикуется в MRR (часто без здравой доли сомне-ния или
юмора), а хорошая рецензия на запись или фэнзин обеспечивает хоро-шие продажи.
Слишком многие панки теперь зависят от MRR в вопросах того, ко-го поддерживать,
а кого бойкотировать. И хотя лично я согласен с большинством публикуемых там
мыслей, власть над умами, которую получили колумнисты и коллектив авторов, может
быть чрезвычайно опасна (в случае злоупотребления), потому что их мнения
оказывают очень сильное влияние на молодых панков. Не-смотря на все сетования по
поводу зина и его объективные недостатки, MRR от номера к номеру отлично
справляется с исполнением провозглашенных целей, а именно:
«1) предоставлять место для выражения прогрессивных идей внутри панк/хардкор
сцены;
2) обеспечивать инструмент для стимулирования растущей активности в обществе
снизу;
3) запечатлять происходящие в мире события, которые оказывают на нас
по-литическое, социальное и культурное влияние» .
Несмотря на иногда возникающую апатию внутри панк-сцены и критику в адрес зина,
Йохэннон считает, что MRR «будет продолжать пытаться объединить людей, а также
настраивать их на позитивные действия. Мы не можем сделать это в одиночку, но,
придерживаясь определенных принципов, мы сможем послужить достойным примером
другим. Также мы можем придумывать и воплощать в жизнь такие проекты, как MRR
радио, Blacklist Mailorder (прекратившая свое существование дистрибьюция, откуда
можно было заказать и получить по почте практически любую панк-запись или зин),
Gilman Street Project (пустой склад, где каждую неделю проходят панк-концерты
без ограничений по возрасту), Pressure Drop Press (издательство, выпустившее
такие книги, как «Саботаж на рабочем месте в Америке» Ноама Хомского (Чомски),
«Угроза примером» и «Не обяза-тельно наебывать других, чтобы выжить» ) и
Epicenter (музыкальный магазин и библиотека фэнзинов). Все это некоммерческие
DIY предприятия, целью которых является активизация общения внутри
панк-сообщества, а также усиление эконо-мических возможностей бескомпромиссного
андеграунда» . Поскольку MRR ох-ватывает всемирную сцену и содержит мнения и
материалы людей со всего зем-ного шара, мне кажется, было бы правильным
рассматривать данное издание как основной источник информации о мыслях и
поступках людей внутри современ-ной панк-сцены.
|