"Философия Панка" - часть 4.
Что же все-таки такое панк? Следующие три определения панка должны быть
упомянуты, так как все они представляют собой шачимые мнения, которые, к тому
же, верны:
Панк — это молодежное течение. «Я скажу тебе, что такое панк — это кучка молодых
людей с забавными прическами, несущих псевдополитическую чушь и исторгающих из
себя либеральные философские теории, о которых они почти ничего или совсем
ничего не знают» .
Панк — это внутренний бунт и стремление к переменам. «Хардкор(овец) —
шестнадцатилетний, выкрасивший волосы в светлый цвет молодой человек, бро-сающий
вызов и живущий в дешевой съемной комнате, не очень хорошо, но само-стоятельно.
Хардкор(овец) — получатель социального пособия, которому прави-тельство платит,
чтобы он не ввязывался в неприятности, и который на свое еже-месячное пособие
снимает студию для репетиций. Хардкор(овец) — корпоратив-ный лакей, который
увольняется с работы, чтобы стать менеджером группы пры-щавых подростков» .
Панк — это грозный голос сопротивления. «Мы создали свою собственную музыку,
свой образ жизни, свое сообщество и свою культуру... Мы создаем движе-ние на
основе любви, действуя в надежде на то, что однажды, в конце концов, на Земле
будет достигнут мир. Мы можем оступаться, но мы будем продолжать бо-роться.
Свобода — это то, что мы создаем каждый день, и от нас зависит, сбудется ли она»
.
Тогда как третье высказывание выглядит идеалистичным по отношению к двум другим,
первое мнение обычно преподносится прессой. Как будет рассказа-но далее, это
наименее точный, но наиболее популярный образ панка.
ИСКАЖЕНИЕ В СМИ: КАК ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ГЛЯНЦЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ И ТУПЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ СТАРАЮТСЯ ЛИШИТЬ ЗВЕРЯ ЕГО КЛЫКОВ.
«По мнению большинства людей, мы все накачавшиеся наркотиками ре-волюционеры,
свихнувшиеся на идее разрушения всей цивилизации. Стоит ли удивляться после
этого, что наши концерты отменяют один за другим? Стоит ли удивляться, что
панков избивают, заталкивают в полицейские ма-шины и развозят по тюрьмам? Список
несправедливостей, совершенных по отношению к панку, столь же длинен, как и
список плохих статей о панке в прессе» .
Вне зависимости от того, чем был панк или чем он является до сих пор, оче-видно,
что он приобрел дурную репутацию. Телевидение, кино, комиксы и рек-лама — все
искажают реальный образ панка в глазах широкой общественности. Панк был
преподнесен обществу как преходящее увлечение, самоубийственное и жестокое. В
середине 80-х панки частенько становились темой для ток-шоу вроде передачи Фила
Донахью. Также в телевизионных комедийных сериалах, вроде Alice, Silver Spoons и
многих других, были эпизоды, в которых все вертелось во-круг смущения и стыда,
возникавших, когда один из героев на время «становился панком». Естественно, к
этому герою потом возвращается здравый смысл, и он превращался в «нормального»
до конца серии.
В ток-шоу же зачастую участвовал член какой-нибудь организации по про-мывке
мозгов вроде «Родителей панков» или «Вернуть под контроль», который убеждал
родителей в том, что их чада вполне могут «излечиться от панк-безумия» при
наличии денег и хорошего психотерапевта. Матери рассказывали ужасающие истории о
своих сумасшедших детях, в то время как аудитория, вся в черной коже и гриме,
вопила и плевалась. Какой шок для телезрителей!
Эпизоды телевизионных шоу Chips, Quincy, Square Pegs, 21 Jump Street и та-кие
фильмы, как Class of 1984, Repo Man и многие другие, изображали панк в ка-честве
«прямой причины садомазохизма, суицидов, убийств, сексуального и дру-гих форм
насилия» . В этой книге будут рассмотрены неголливудские взгляды на панк и
отношение к нему, свободное от вредных стереотипов, представленных в фильмах и
шоу. Для несведущих зрителей по-прежнему проще платить за «сен-сационные
репортажи, которые изображают панков как жестоких наркоманов и нигилистов, чья
главная цель в жизни — носить смешную одежду и мечтать о но-вой прическе, если
они не заняты запугиванием убеленных сединами старушек или попрошайничеством» .
Чтобы быть до конца честным, нельзя не упомянуть о частых проявлениях насилия
(обычно друг против друга), злоупотреблении наркотиками и неболь-шом числе
мелких преступлений, исходивших из панк-сцены. Но вместо того чтобы соглашаться
со стереотипами масс-медиа, я считаю, что большинство этих проблем как раз и
было создано искажениями, присутствовавшими в средствах массовой информации.
«Постоянное искажение фактов прессой, преувеличение и формирование стереотипов
способствуют созданию такого типа «панка», который не имеет ни малейшего
представления об идеях панка, его политических и социальных взгля-дах и
многообразии панк-движения. Такие «панки» все больше вливаются в дви-жение,
утверждая образ, созданный прессой. Таким образом, морализаторствую-щие власти
как бы оказываются правы и получают полное право на принятие со-ответствующих
мер, которых требует культура, основанная на социальном кон-троле.
Предоставляется огромная возможность для уничтожения доверия к панк-движению или
для его компрометирования» .
Хотя пресса и не уничтожила панк-сцену, она нанесла ей серьезный вред. Во многих
частях Северной Америки и Англии портрет панка, нарисованный сред-ствами
массовой информации, начал привлекать людей, действительно опасных для сцены.
«Внутреннее неприятие авторитарной власти и индивидуальность панка были
погребены толпами коротко стриженых мужланов, не говоря уже о психопатах и
мелких преступниках» . Особенно явно это проявилось в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе,
где враждующие банды, состоящие из скинхедов и испа-ноязычных, слетались на
панк-концерты только лишь ради насилия, обещанного телевидением.
Другие квинси-панки (quincy punks), получившие это прозвище по назва-нию
сериала, в котором показывались озабоченные модой, глупые и склонные к насилию
персонажи, стали относиться со все большей нетерпимостью к тем, кто выглядел
недостаточно «по-панковски». В это время (1984-87) панк пережил пери-од насилия
и глупости, спровоцированный средствами массовой информации, которые грозили
превратить панк в пародию на самого себя. Несмотря на то что в некоторой степени
панк-движение продолжает страдать от этого эффекта, оно все же отказалось от
навязываемых ему черт, сделав их скорее исключением, чем правилом.
В то время как консервативные средства массовой информации навязывали населению
образ панка как опасного и нежелательного движения несовершенно-летних
преступников, либеральные источники в этом отношении вряд ли были лучше. Левые
политические группы и журналы, имеющие к ним отношение, по-спешили осудить панк
как преходящее увлечение молодежи. Либеральная пресса «пыталась лишить зверя его
клыков, игнорировать его политические и культур-ные призывы к переменам и вместо
этого всячески изворачивалась, пытаясь по-глотить рассерженное брожение и
превратить его в хорошенькую, безопасную и удобную для потребления моду,
основанную ни на чем ином, как на стилях при-чесок, моде и возрождении
определенных музыкальных стилей» .
Социологи из Бостона Джек Левин и Филипп Лэми (из Северо-восточного и Брэндейс
университетов соответственно) в 1984 году написали работу, которая анализировала
панк-рок. Авторы отошли от популярного стереотипа о том, что панк связан с
насилием. Однако они не ушли далеко в осознании того, насколько сильным может
быть это движение. «Левин выражал свою уверенность в том, что панки, как и
другие поколения, перерастут моду и во взрослом возрасте станут респектабельными
гражданами, представителями среднего класса» . Найдется достаточно людей,
которые повзрослели, но опровергают это утверждение. Эти люди внешне могут не
подходить под стереотип панка, но придерживаться идей, которые делают
панк-движение достойным изучения.
Списывание панка со счетов как временного увлечения или моды имело та-кой же
эффект, что и описанное ранее представление панка как негативного и жестокого
явления. Новые панки вливались в движение, привлеченные не наси-лием, но в то же
время и не идеями панка. По мере того как вес больше людей пе-ренимают внешний
вид панка, у них все меньше представления о том, каково его содержание.
Критическое послание панка направлено против целого ряда мише-ней, таких как
классизм (дискриминация по классовому признаку), сексизм (дис-криминация по
половому признаку), расизм и авторитаризм. Когда «панки» пе-ренимают лишь
внешнюю форму или стиль, не обращая внимания на критиче-ские идеи панк-движения,
представления людей о расизме, сексизме, классизме и авторитаризме остаются
незыблемыми. Тем самым сеются семена саморазруше-ния панк-движения» .
Правда, что многие панки являются равнодушными жестокими подростка-ми,
интересующимися только модой. Также правда и то, что не все панки таковы, и
средства массовой информации нанесли огромный вред движению, искажая информацию
и тем самым порождая невежество. Для людей, которые не были привлечены либо
напуганы образом, созданным прессой, панк-движение стало возможностью выразить
себя и сосредоточиться на том, что они считают важным. Такие люди «гораздо
ценнее для человеческого генофонда, чем «нормальные» представители своего
поколения, потому что они разумнее, любознательнее, сме-лее, непокорнее,
критичнее, активнее, амбициознее, чем их сверстники, которые гоняются за
последней версией американской мечты с пылом героя известных ко-миксов Рона
Кобба, который как зомби пробирается по территории, пострадав-шей от войны, с
разбитым телевизором под мышкой в поисках работающей ро-зетки» .
Возможно, наибольший вред средства массовой информации нанесли аме-риканской
панк-сцене тем, что провели знак равенства между панками и скинхе-дами. Хотя эта
ошибка и легко объяснима (и панки, и скинхеды носили похожие прически и посещали
те же концерты), все же рост расизма и насилия в среде скинхедов нанес огромный
ущерб панк-сцене. Эта проблема не была столь серь-езной в Великобритании, потому
что субкультура скинхедов появилась T; LM раньше и существует немного в стороне
от панк-движения и по сей день.
СКИНХЕДЫ И РАСИЗМ: КТО ОНИ, ОТКУДА И, ВООБЩЕ, ЧТО У НИХ ОБЩЕГО С ПАНКОМ.
«Какова разница между панками и скинхедами? Мы все в одной сцене, все слушаем
одинаковую музыку. Все это против правительства, против лю-дей, которые
притесняют нас» .
В начале 80-х между американскими панками и скинхедами (или скинами) было очень
мало отличий. Скинхеды были определенно более конформистскими, склонными к
насилию и аполитичными, чем панки, но и близко не стояли рядом с расистами,
сторонниками идей «белой власти» (white power), какими они часто изображаются.
Скинхеды не участвовали в развитии молодой панк-сцены, за ис-ключением разве что
посещения (и зачастую срыва) концертов панк-групп. То, что музыкальные вкусы
панков и скинов, а часто и прически (бритые головы) бы-ли одинаковы, позволило
средствам массовой информации и невежественным наблюдателям свалить их в одну
кучу. Это оказалось большой ошибкой из-за рас-тущего политического радикализма
панков и такого же роста расистских на-строений и невежества среди скинхедов. В
середине и конце 1980-х скинхеды про-явили себя как враги конструктивной
панк-сцены через постоянное насилие на концертах и связи с расистскими
организациями. Здесь я дам краткое описание того, кто такие скинхеды, их
отношения к расизму и патриотизму и как эти пози-ции идут вразрез с политикой и
философией панка.
Корни скинхедовского движения достаточно хорошо известны и не вызыва-ют споров.
Вследствие недавнего подъема популярности скинов среди молодежи об их истории
было написано много книг. Издательство «Skinhead Times Publishing» (STP) в
Шотландии публикует множество художественных и докумен-тальных книг как о
скинхедах, так и о панках. Я настоятельно рекомендую поис-кать их. В качестве
хорошо документированной истории, полной вырезок, фото-графий и личных текстов,
читайте книгу Джорджа Маршалла «Дух 69-го. Библия скинхедов» .
«Истоки движения в черной ямайской музыке — регги, соул и позже ска, ко-торая
была экспортирована в Англию и пришлась по душе белой молодежи из рабочего
класса. Движение всегда было мультирасовым и всегда было тесно свя-зано с
политикой рабочего класса, которая была в значительной степени антира-систской»
.
Первые английские скинхеды в начале 60-х не были против черных, но все равно
были запачканы расизмом. В середине 60-х в Англии наблюдался «приток иммигрантов
из Пакистана, и владельцам фабрик было гораздо проще эксплуа-тировать
неграмотных иммигрантов» . Это привело к безработице среди скинхе-дов и их
родителей. Сочетание скуки, нищеты и разочарования привело к тому, что скины
направили свой гнев на новых рабочих-иммигрантов. «Скины совер-шали набеги,
избивая, а иногда и убивая пакистанцев, чье преступление заклю-чалось лишь в
том, что они оказались не в том месте и не в то время» . Подобный выбор
иммигрантов в качестве козлов отпущения имеет место и по сей день как в Европе,
так и в США.
Когда в Англии произошел панк-взрыв, скинхеды сменили ямайское ска на панк-рок,
и началась новая стадия развития их движения. Агрессия и гнев изна-чального
панка привлекли скинов на концерты, которые они в итоге и разрушали со
свойственным им патриотическим, пьяным насилием. Скины также организо-вали
группы и пели о безработице из-за иностранцев и о гордости быть англий-ским
пролетарием. Хотя эти группы демонстрировали намного меньше мастерст-ва, чем
даже ранние панк-группы, они быстро приобрели известность как среди рабочего
класса, так и политических организаций, которые увидели, что их мож-но легко
использовать в своих целях. Фашистские организации, такие как Нацио-нальный
Фронт, финансировали скинхедовские группы, вовлекая через них но-вых членов и
используя их как «солдат» для агрессивных и насильственных ак-ций. К 1978-79
годам английские скинхеды имели «свою собственную униформу, музыку и новую
философию, основанную на футболе, пивных барах, расизме и фашизме» .
Многие из этих скинхедовских групп в итоге потеряли интерес к панку и вернулись
к изначальной музыке скинхедов — ска. В результате английские ски-ны стали
гораздо менее заметными в панк-сцене и более сосредоточились на сво-ей
собственной музыке и моде. Скинхеды в Англии больше не представляют уг-розы для
панков (и, похоже, меньшую угрозу, чем раньше, для пакистанцев) и считаются
субкультурой молодых людей, которые идеализируют прошлое (60-ые) своего
движения, имеющего давнюю историю.
Так же, как американские панки скопировали идеи и стиль с английских, так и
американские скинхеды переняли стиль и идеи английских скинов конца 70-х.
Американское скинхед-движение имело не только много схожих черт, но и отли-чий
от своих английских собратьев. Американские скины приняли ту же одежду и слепой
патриотизм, что и в Англии, но предпочитали новый, быстрый амери-канский
хардкор. Американские скины были белыми подростками из среднего класса, у
которых не было особых причин для того, чтобы быть расистами или безработными.
Они были, в основном, бунтующими детьми, которым нравилось выпить и подраться,
чем и можно было заняться на панк-концертах в начале 80-х. Лишь в 1985-87 годах
и американские скинхеды начали уподобляться в уродстве своим английским
предшественникам.
Средства массовой информации сыграли большую роль в вовлечении раси-стов и
реакционных гопников в скинхед-движение и в превращении довольно безобидного и
глупого направления в реальную проблему. Скинхеды, завербо-ванные организациями,
проповедовавшими превосходство белой расы, подобны-ми британскому Национальному
Фронту, часто появлялись на ток-шоу, где они выступали жестко, привлекая много
молодежи. Скинхеды стали очень популярны вследствие образа «мачо» и «людей,
выросших на улице». Хотя ситуация сильно отличалась от Англии, бритоголовые
подростки были убеждены, что американцы с африканскими, азиатскими и латинскими
корнями (аналогично пакистанцам в Англии) отнимали «их» работу, без оглядки на
реальную ситуацию.
Даже скины, которые не были почитателями гитлеровской политики или не имели
расистских татуировок, стали реакционными, более жестокими и более
многочисленными, чем раньше. Среди второй группы были черные, азиаты и
ла-тиноамериканские скинхеды, которые были столь же невежественными и
жесто-кими, как и наци-скины, но которым было легче придерживаться
антирасистских убеждений.
В то время как эта тенденция имела место по всей стране, будучи более
раси-стской и жестокой в некоторых районах (Сан-Диего, Портленд, Бостон,
Флори-да...), задиры-старшеклассники, одетые в традиционную униформу скинхедов
(рабочие ботинки фирмы Dr. Martens, куртки летчиков, подтяжки), превратились в
реальную угрозу. Насилие на почве ненависти и преступления против бездом-ных
стали обычной деятельностью скинхедов. Пока это происходило, скины все еще
поддерживали связь с панк-сценой, по большей части через вандализм и дра-ки на
концертах. В упрек панк-сообществу может быть поставлено то, что оно бы-ло
зачастую слишком слабым, чтобы постоять за себя, позволяя небольшому чис-лу
хулиганов наводить страх на целую толпу.
|