"Философия Панка" - часть 3.
Панк в Британии был, по существу, движением, состоящим из белых
мало-обеспеченных молодых людей, принадлежащих к рабочему классу. Многие из них
глубоко переживали кризисную жизненную ситуацию и использовали панк как способ
выражения своего недовольства» .
Целью подобной констатации является необходимость понять, откуда поя-вились
панки, и почему они придерживались подобных идей. Было бы неправ-дой, однако,
утверждать, что те первые панки имели на вооружении хорошо про-работанные
социальные и политические теории. Они могли быть против всех обычных «-измов»,
но скорее предпочитали плеваться и сквернословить, чем разъяснять свою позицию
обществу. «Они были панками, а не общественными деятелями, и их послания были
мрачными. Музыка Sex Pistols была вспышкой ненависти и отчаяния. Посмотри в лицо
жизни, уродливой, бессмысленной и полной разочарования. Кричи вместе с нами...
«Будущего нет!» .
Целью тех панков было выразить свою ярость в жесткой и самобытной мане-ре.
Больше всего они ненавидели добровольных конформистов. Многие панк-команды
строили свои политические платформы и послания на позиции про-движения
нонконформизма. Конформизм отвергался ими в любых проявлениях, в попытках
добиться истины или иногда просто для того, чтобы шокировать лю-дей. Чем же так
плох конформизм? Видный социолог Эллиот Аронсон дает сле-дующее определение
конформности: «Изменение в поведении или мнении чело-века под воздействием
реального или воображаемого давления со стороны друго-го человека или группы
людей» . Реальное или вымышленное давление со сто-роны, которое отрицают панки,
это не только физическое давление или навязы-ваемый интерес, но и «конформизм,
который является результатом наблюдения за другими с целью приобретения
информации о подобающем поведении» .
Панки рассматривали нонконформизм не только с позиций другого подхода в звучании
или внешнем виде (важность этого — предмет дискуссий), но и с по-зиций отличного
от господствующего образа мышления. Конформист, чьи идеи определяются его
окружением, не задает вопросов о том, что другими восприни-мается как само самой
разумеющееся, будь то работа, раса, секс или его собствен-ная личность.
Нонконформист не опирается на других в попытках определить свою собственную
реальность.
Критическое отношение к конформизму включает в себя также и критичное отношение
к власти. Панки не испытывают особого уважения к власти в любых ее проявлениях,
в дальнейшем об этом будет сказано в главе, посвященной анархии. Вообще,
принудительная власть воспринималась ими как главный источник зла. Начиная с
немецких нацистов времен Второй мировой войны и участников шо-ковых
экспериментов психолога Стэнли Милгрэма, и заканчивая сегодняшней полицией, все
доказывает, что неоправданная слепая покорность власти приводит к массовому
принятию пагубных последствий ее деятельности.
Действуя как антиавторитарные нонконформисты, панки не встречают хо-рошего к
себе отношения со стороны тех, чьи приказы следовать правилам они отвергают.
Наше общество неплохо научилось практиковать «двоемыслие» и ис-кать козлов
отпущения, оно применяет язык со всем его понятийным аппаратом для того, чтобы
создать негативные образы тех, кто следует принципам нонкон-формизма. «Слово
«индивидуалист» или «нонконформист» можно заменить на «человек с отклонением от
нормы», а слово «конформист» — на «командный иг-рок» . Это как раз то, что
сделало современное общество; созданный им негатив-ный облик панк-движения будет
рассмотрен в главе, посвященной искажению образа панка в СМИ.
Мы знаем, что нонконформисты почитаются историками или воспеваются в фильмах и
книгах намного позже их нонконформистских действий. При жизни же они обычно
бывают заклеймены как бунтовщики, отступники или смутьяны именно тем устоявшимся
порядком вещей, против которого они выступают. Му-зыкальная индустрия и модные
журналы, которые на протяжении последних двадцати лет либо проклинали, либо
посмеивались над панком, теперь превозно-сят многие панк-группы как
гениев-первопроходцев. Руководители крупных му-зыкальных компаний, которые
терпеть не могли панк, теперь подписывают нале-во и направо контракты с молодыми
командами, пытаясь заработать деньги на модном жестком звучании. В то время как
некоторых прельщает широкое при-знание, а кому-то даже удается на нем
заработать, эта цитата Дика Лукаса (Dick Lucas), участника английских групп
Subhumans и Citizen Fish, хорошо передает все те чувства, которые испытывают
многие панки в отношении культуры мейн-стрима и общества в целом:
«Я никогда не свыкнусь с мыслью, что я «часть общества», и что я должен
вы-страивать линию своего поведения в соответствии с господствующими в обществе
настроениями, настроениями конформизма, покорности и стремления к успеху.
Затуманенное при помощи жесткого воспитания разума школой и СМИ, массовое
сознание западной культуры вращается вокруг стремления поддержать прошлое, чтобы
обеспечить будущее, в то время как страдания в настоящем находятся вне нашего
контроля, в «надежных» руках правительства, которое скармливает мас-сам
настоящее, представляющее собой продукт технологического, материального,
промышленного прогресса» .
Дик не одинок в своем мнении. Сотни тысяч панков чувствуют так же. Имея это в
виду, я постараюсь рассказать о том, что такое панк, как искажали его суть
средства массовой информации и каковы некоторые особенности философии панка.
«Выдающийся советский психолог Павел Семенов однажды отметил, что человек
удовлетворяет свою жажду знаний двумя способами: 1) человек на-блюдает за
окружающим его миром и пытается упорядочить неизвестное яс-ным, разумным образом
(это наука); и 2) человек изменяет знакомый ему ок-ружающий мир, чтобы создать
что-то новое (это искусство)» .
В соответствии с этим определением, панк может быть определен как разно-видность
искусства. Панк — гораздо больше, чем просто искусство, поскольку он
подразумевает конкретные теории и политику. Пытаясь разобраться в том, что же
такое панк, было бы полезно сравнить его с другими течениями в искусстве
про-шлого. Первые панки (возможно, достаточно неосознанно) использовали ту же
революционную тактику, что и представители предшествующих авангардных те-чений:
необычный внешний вид, размытые границы между искусством и повсе-дневной жизнью,
сочетание несочетаемого в поведении, умышленное провоциро-вание публики,
использование неподготовленных людей в качестве исполнителей и резкая
перестройка (или дезорганизация) общепринятых стилей представле-ния.
Наиболее часто употребляемое сравнение — панк и известное художествен-ное
течение дада. «Дада просуществовало примерно с 1916-го по 1922-ой год,
при-обретя себе дурную славу во Франции после первой мировой войны тем, что
са-мым решительным образом отвергало все ранее существующие общественные и
эстетические нормы» . Существует, по крайне мере, три известных мне научных
работы, в которых паню преподносится в качестве современного варианта дада. Это
сравнение правомерно, хотя я думаю, что панкам, скорее всего, придется не по
вкусу искусство дада. Оба этих течения разрушительны по своей сути, но, к
счастью, подрывная сущность панка, видимо, выражается менее абстрактно и
аб-сурдно, нежели у дада.
Течением, с которым панки находили наибольшее сходство, был футуризм. Футуризм
как течение был основан в 1909 году Филиппо Маринетти, манифест которого был
опубликован в крупной ежедневной парижской газете Le Figaro. «Как и другие
течения в истории авангарда, футуризм включал в себя изобрази-тельное искусство,
литературу и перформанс. Он был основан на отвержении традиционных форм в
искусстве, ненатуралистическом выражении и вовлечении зрителей в действие» .
Вовлечение публики является важным связующим звеном между футуризмом и пан-ком,
так как и панк, и футуризм пытались разрушить барьеры стандартных отношений,
сложившихся между зрителем и художником. Частью провокационной линии поведения
панка были выступления, во время ко-торых исполнителей рвало на сцене, они
плевались в публику и демонстрировали раны, нанесенные ими же самими при помощи
бутылок, рыболовных крючков и ножей. Публике также отводилась определенная роль:
она беспрерывно броса-лась в исполнителей вырванными креслами, стаканами,
пивными бутылками и всем тем, что подвернется под руку» .
Подобного рода взаимодействие между публикой и исполнителем наблюда-лось в
ранний период панка, но постепенно эта связь стала исчезать. По мере того, как
количество зрителей возрастало, концерты становились все более
развлека-тельными, нежели ориентированными на общение. Маленькие залы все еще
со-храняют прежнюю атмосферу, в то время как выступления в больших все больше
походят на обычные рок-концерты. К тому же, описанные выше черты
панк-выступлений стали более приглушенными. Когда подобные выступления все же
имеют место, они обычно рассматриваются как неоригинальные выражения шо-ковых
ценностей или просто стремление вернуть те «славные добрые времена», когда у
панка не было никакой политики, кроме выражения гнева.
На более позднее панк-движение оказала влияние манера одеваться, которая была
принята у футуристов. Футуристы пытались донести свое антихудожест-венное
послание на улицы через вызывающую одежду, серьги и грим. Это было впоследствии
скопировано на Кингз Роуд в Лондоне теми панками, которые де-лали упор на моду.
Необходимо также отметить одну очень важную вещь: панк эволюциониро-вал за
пределы «шоковой тактики» волос, крашенных в яркий цвет, и собачьих ошейников в
сторону целостной философии, которая не имела ничего, или почти ничего общего с
конкретным стилем одежды. Несмотря на то что шокирование людей своим внешним
видом было важным на начальном этапе и до сих пор дос-тавляет много веселья,
сейчас оно отошло на второй план, уступив место шоки-рующим идеям.
Подобное краткое сопоставление панка и авангардных течений в искусстве (более
обстоятельно они были сделаны другими) демонстрируют то, что панк не был
уникален в средствах выражения своих бунтарских настроений или методах бунта.
Необходимо только понять, что из себя представляет современная панк-сцена, и что
она может сказать миру сегодня.
Теперь я буду пользоваться почти исключительно источниками информа-ции самой
панк-сцены. Тысячи фэнзинов, журналов, издаваемых панками для панков и о панке,
выражают мнения их со здателей о том, что такое панк, какова его политика, его
лучшая музыка и цель авторов этих журналов. Используя эти источники, я
постараюсь дать наиболее точный образ философии современного панка.
«Для начала я скажу вам, чем, по моему мнению, панк точно не является: это не
мода, не определенный стиль одежды, не проходящая «фаза» бунта на коленях против
родителей, не новейшее «крутое» течение или особый стиль музыки; на самом деле
это идея, которая ведет вас по жизни и придает ей смысл. Панк-сообщество
существует, чтобы поддерживать и воплощать в жизнь эту идею через музыку,
искусство, фэнзины и другие средства выраже-ния личной творческой силы. И что же
это за идея? Думай самостоятельно, будь самим собой, не просто принимай то, что
дает тебе общество, создавай свои собственные правила, живи своей собственной
жизнью» .
В панк-сцене было много участников и сторонних наблюдателей, которые так и не
заметили какой-либо четкой цели, лежащей в ее основе. Молодые люди традиционно
переживают стадию взросления, когда их бунтарство направлено против всего:
родителей, школы и власти в целом. Панку был ошибочно прикре-плен ярлык
подросткового протеста, когда личность в период своего становления старается
выделиться среди окружающих. Безусловно, как правило, стиль одежды и музыки,
характерный для панка, часто оказывается вызывающим и шокирую-щим для широкой
общественности, но неправильно думать, что панк — это дви-жение, в котором
главным является то, как ты выглядишь. Безумное временное бунтарство может быть
прикольным, но оно не является столь уж эффективным и полезным. Панк, по своей
сути, пошел гораздо дальше, чем зацикленность на внешнем облике, но об этом в
средствах массовой информации не говорят или представляют это в неверном свете.
Недостаточно отличаться внешне от толпы, необходимо делать сознательный акцент
на том, чтобы оставаться собой.
Когда люди, которые хотят быть уникальными и непохожими на других, примеряют на
себя панк-прикид, им удается лишь выглядеть отличными от нор-мы. Но это
совершенно бессмысленный шаг. Для некоторых для того, чтобы стать
индивидуальностью и самим собой, некоторым людям «необходим честный, не-редко
причиняющий боль взгляд внутрь себя с тем, чтобы ответить себе на нелег-кие
вопросы: «Кто я? Чего я хочу от жизни? Чего мне следует желать? Что мне следует
делать? В конечном итоге этот процесс, вне всякого сомнения, приведет к тому,
что человек откажется от того, чтобы следовать общественным правилам и
ожиданиям...» . Стоит подчеркнуть — для того, чтобы ответить себе на эти
во-просы, человек обязательно должен спросить себя и о другом: «Почему я хочу
этого? Что стоит за этими желаниями?» Целью этого процесса является
самопо-знание. В этом отношении человек начинает отличаться от других. С
осознанием собственного нонконформизма приходит осознание того, что общество
устроено не так, чтобы стать цивилизацией личностей. Вместо этого оно создано
для того, чтобы удовлетворять запросам несуществующей «нормальной личности» и
за-ставлять других втискиваться в эти рамки, результатом чего является
институ-ционализированная дегуманизация» .
Бунтарство является одной из неоспоримых черт, характеризующих панк. Бунтарство
сокрыто в самом смысле панка, в его музыке и текстах. Тусуется ли молодой
человек в этой среде достаточно долго, чтобы сделать для себя важные выводы или
нет, но «всякий, кто вовлекается в панк, обычно привлечен той или иной формой
бунта. Будь то бунт против родителей, власти или всей системы в целом» . Молодые
люди «достигают возраста, когда у них что-то щелкает внутри, и они начинают
хотеть делать что-то самостоятельно. Ребята сыты по горло усло-виями, в которых
они живут, будь то социальные, музыкальные или какие-либо еще условия» . Для
тех, кто становится частью движения (а это не обязательно молодые люди), этот
начальный протест превращается в силу, побуждающую к образованию и личному
развитию.
Самое важное (и, пожалуй, самое радикальное) для панков — это брать на себя
ответственность. Прежде всего, это касается их самих, того, как они органи-зуют
и проживают свою собственную жизнь, а потом распространяется и на ос-тальных. В
чем же заключается эта ответственность?.. «Думать головой, относить-ся к людям с
уважением, не оценивать людей по внешним признакам, поддержи-вать других в
борьбе за право быть самими собой, даже спо-j собствовать позитив-ным переменам
в мире» .
Не все панки пришли к единому мнению о том, как нужно поддерживать других или
каким образом можно что-то изменить во внешнем мире к лучшему. Но все согласны,
что это необходимо делать. Поскольку панк-движение состоит сегодня в большинстве
своем из белых представителей среднего класса и класса служащиха не из
представителей рабочего класса из бедных районов или пред-ставителей меньшинств,
важным шагом является отказ от сво-j его привилегиро-ванного положения в
обществе. «Мы наследники мирового порядка, основанного на господстве белых,
патриархате и капитализме. Наша главенствующая позиция в качестве защитников
капитализма, — господствующих классов и надсмотрщи-ков над низшими классами была
установлена для нас нашими родителями, на-шим воспитанием, нашей культурой,
нашей историей, и все же у нас хватило мо-рального чувства, чтобы отказаться от
нее. Как панки мы отрицаем унаследован-ные нами расовое и классовое положение,
потому что мы знаем, что это дерьмо» .
Если панки были рождены в этом мире как сыны и дочери Америки, они предпочли
стать сиротами ебаного общества.
|