"Философия Панка" - часть 2.
Другое потрясающее изменение — это возросший интерес к информации, не имеющей
прямого отношения к музыке. Теперь панки все больше интересуют-ся политическими
событиями и такими личностями как политзаключенный Му-мия Абу-Джамаль (Mumia
Abu-Jamal), их волнуют проблемы классового самосоз-нания. Такие издательства,
как АК Press могут продавать книги на концертах, предоставляя панкам возможность
не только слушать быструю агрессивную му-зыку, но и читать. Конечно, нельзя
сказать, что в конце 70-х — начале 80-х отсут-ствовала политическая
направленность. Стоит только вспомнить знаменитые концерты «Рок против расизма»
и «Рок против Рейгана», чтобы понять, что панк начал оформляться как реальная
политическая сила. Однако сегодня музыка ста-ла дверью в мир дальнейшего
образования, а не конечным, замкнутым на себе са-мом результатом.
Недавно мне представилась возможность прочитать курс лекций в Универ-ситете
Тафте, штат Массачусетс, на тему: «Панк как социальное, политическое и
культурное движение». Насколько я знаю, и насколько знают десятки
преподава-телей, с которыми я говорил, это был первый курс на подобную тему.
Причиной, по которой я согласился на эту авантюру, было желание начать, как
ученый и как панк, документировать то, как эволюция в музыке создала
жизнеспособное соци-альное и культурное движение.
Создание подобного курса потребовало огромных усилий. Пытаться изло-жить
что-либо в академическом стиле — это сложная задача. Она осложнялась тем, что, с
одной стороны, необходимо было избежать излишней идеализации при объяснении сути
панка, а с другой стороны, я пытался вдохновить своих сту-дентов новыми идеями и
направить их к новым высотам. Я должен был рассеять искаженные представления о
панке, в течение долгого времени насаждаемые средствами массовой информации, и
представить истинную и ранее скрытую от большинства историю движения — такова
была суть курса. Создание курса по-служило и мне хорошим уроком, в том смысле,
что напомнило, насколько же панк жизнеспособное движение, и что каждый день в
движение приходят все новые и новые люди с теми же надеждами, как когда-то и мы,
и те, кто был до нас. Конеч-но, каждый думает, что именно его время в сцене было
самым-самым, но это уже другая тема.
Главная проблема при попытке объяснить панк заключается в том, что он не
укладывается в готовые схемы и категории. И в этом нет ничего удивительного,
потому что у панка есть определенная цель: попробовать разрушить все рамки и
ярлыки. Когда у движения подобная цель, любая попытка объяснить его или дать ему
определение должна напоминать широкие, свободные мазки кисти. Панк-движение и
панк-музыка не могут быть сведены к образу каких-то белых парней с торчащими
волосами, одетых в кожаные куртки с тысячью металлических закле-пок и слушающих
очень громкую музыку. Если бы это было правдой, то подобное ни в малейшей
степени не смогло бы меня заинтересовать. Одна из основных причин, по которым я
согласился прочесть этот курс — желание развеять иска-женное представление о
панке у студентов, которые знают чуть-чуть или же во-обще не имеют никакого
представления о том, что эта сцена реально несет в себе и может предложить.
Необходимо преодолеть стереотипы, навязанные родителя-ми, телевидением и другими
средствами массовой информации. Возможно, Sex Pistols и важны для панка, но
действительно ли они достойны тех сотен и сотен глупых академических и попсовых
музыкальных книг, написанных о них? Панк, и как музыкальное направление, и как
общественное движение, не закончился вме-сте с ними, и не возродился в Сиэтле
тринадцатью годами позже, в чем некоторые историки музыки убедили большинство. В
моем курсе этот момент проходит красной линией. Однако мой курс был посвящен
скорее даже не музыке, которая часто пыталась встать на первое место, а
заслоненным ею прекрасным идеям пан-ка. Для тех, кто по-прежнему вовлечен в
сцену (а под «вовлечен» я понимаю нечто большее, чем посещение концертов и
приобретение записей), панк становится чем-то другим и чем-то большим. Он
становится сообществом единомышленни-ков и реальным средством, чтобы поделиться
своим идеями, измениться самому и изменить мир.
Один из основных текстов, который я использовал для того, чтобы предста-вить
основную концептуальную информацию своим студентам, была книга «Фи-лософия
панка». Частично состоящая из текста, частично — из личных объясне-ний, эта
книга представляет основных персонажей, ветеранов сцены, а так же дает некоторую
информацию о том, как менялся и рос мир панка за примерно 30-ти летнюю историю
(зависит от того, какую дату вы считаете днем рождения панка).
Затрагивая широкий круг проблем, начиная от феминизма, равных прав для
гомосексуалистов и лесбиянок, экологии, насилия и наркотиков, взаимоотноше-ний в
обществе, и заканчивая вегетарианством, «Философия панка» охватывает большую
часть панка и делит движение на доступные пониманию и анализу раз-делы. Все они,
полные чистой энергии и задора, делают панк таким живым и раз-растающимся
движением.
Сегодня реальность такова, что ни одна книга или курс не могут даже наде-яться
полностью охватить все безумные нововведения и порой комичные ответв-ления,
которые принял панк в Штатах, Европе и во всем мире. Каждый раз, когда смотришь
вокруг, видишь, как в панк-сцене возникает новое направление. Мы все знаем, что
если в комнате собрать сто панков, получим сто разных мнений. И вот эта книга
даст вам, читатель, дорожную карту к безумию. После чего вы сами проложите свою
дорогу.
Оглядываясь назад и вспоминая, когда эта книга только была задумана, где панк
был тогда (до Nirvana) и где он теперь, понимаешь, насколько необходимо нашему
сообществу всерьез заняться историей — потому что все быстро меняется. Я верю,
что работа, проделанная Крейгом, добавит прекрасный кирпичик в зда-ние истории
панк-мира.
За всеми этими записями, книгами, фильмами, концертами и т.п. панк-штуками мы
иногда забываем, что наше движение — это вера. Это вера в то, что жизнь имеет
значение, и потому — не просри ее, и что если ты ее просираешь по чьей-то вине —
сделай с этим что-нибудь. Это и есть то неосязаемое, неясное, что связывает
панков, которые никогда не встречались или не разговаривали между собой. Это те
убеждения, которые выражены в нашей музыке и культуре. Это то, что по-прежнему
заставляется нас участвовать в этом. Будущее движения в наших руках. Если вы
любите музыку, идеи или просто мощную энергию панка, то за-нимайте место и
набрасывайтесь на эту прекрасную книгу. Наслаждайтесь!
Марк Байард (Mark Bayard)
четвертое издание «Философии Панка». Оригинал 1992 года был экземпляром размером
5,5 на 8,5 дюймов , отпечатанным в сраном копировальном салоне самообслуживания
в Йокамтауне, Пенсильвания. У меня не было других средств, чтобы сделать
переплет, поэтому я собственноручно просверлил две дырки и все это скрепил
кольцами. Не выдерживая проверки временем, книга часто разваливалась уже после
первого прочтения. Второе издание было немного более наглядным с добавлением
цветной бумаги и полноцветных фотографий. Оно совпало с моим переездом в
Сан-Франциско, где я три года работал в Kinko's. Хотя книга замечательно
продавалась за 3-6 долларов, этот способ тиражирования занимал удивительно много
времени и выдавал порядочное количество нераз-борчивого текста. Наконец, после
огромного наплыва писем и в связи с желанием посвятить свое время другим
проектам я был счастлив заплатить за профессио-нальное издание и передать заботы
по распространению моим новым друзьям из АК Press. Первое издание составили два
тиража по 3000 экземпляров, это издание — 5000. Кроме того, была продана тысяча
прекрасно отпечатанных экземпляров литовского перевода, вызвав разнообразные
отклики. Самым плохим резонансом стал налет литовских властей на типографию с
намерением остановить распро-странение этого «гнусного, бунтарского, подрывного
документа». Еще более уди-вил меня китайский гений, который несколько лет назад
нашел время перевести и опубликовать этот текст в Гонконге.
Отклик на эту книгу был просто фантастическим. Спасибо всем людям, ко¬торые
прислали свои комментарии. Для бесчисленного количества людей, кото¬рые в
письмах жалобно сокрушались (сокрушаться — панк-традиция, если когда-либо
таковые существовали) вроде: «А как же насчет интернета?», «Почему так мало о
гей-панках?», «А что насчет хороших скинов?», «А где о панках в
секс-ин¬дустрии?», «А почему ни слова о панках в Мексике, Японии, Германии?» —
мой ответ прост. Напишите свою собственную книгу. Выпустите свою собственную
за¬пись . Начните делать свое собственное ра¬дио/концерт/фэнзин/коллектив/
группу/инфошоп/ресторан/лейбл/дистро/клуб... и дайте знать миру, о чем вы
думаете. Перестаньте жаловаться!
Спасибо: сумасшедшим О'Харам, Марку Байарду, Донни «Панку» и Тиму Йо (покойся с
миром!), Кристоферу Нельсону, Джейсону Кренделлу, Шону Саллива-ну, NYC! crew,
Character Buider, Tom Brooker band, Citizen Fish, AVAIL, Bender, Indigo Girls,
Propagandhi, всем замечательным группами, чьи фотографии здесь напечатаны,
Profane Existence, FF5, OX, Pueblo CO, Holly Prochaska, всем, кто ку-пил первое
издание, Майклу Мартину, Верни Филлипсу, Рамси, АК Press, всем, кто пытается
делать что-то оригинальное, позитивное, шокирующее или чудес-ное.
Сноски даются следующим образом (по порядку): автор или группа; статья, книга
или запись; журнал или звукозаписывающий лейбл; год издания, страница; при
повторном употреблении — аббревиатура названия. Если один и тот же ис-точник
цитируется дважды подряд, в сноске указано — «Там же». Я думаю, важно не
упускать из виду приведенные источники, потому что они часто несут важную
информацию о цитате. Библиография помещена в конце книги.
Иногда ни автор, ни номер страницы не указаны. Во многих фэнзинах не пишутся
имена авторов и не нумеруются страницы. Я не думаю, что кто-то может обвинить
меня в нежелании считать страницы зина, чтобы дать точную ссылку. Часто
цитируемые авторы имеют творческие псевдонимы (например, Джелло Би-афра или
Кевин Секондз) или не пишут свои фамилии. Что касается записей, то обычно к ним
прилагаются буклеты с текстами песен и/или другой информаци-ей, откуда и взяты
цитаты. Названия групп выделены жирным шрифтом, а назва-ния книг и фэнзинов
подчеркнуты. После названия записи стоит «ЕР» (что озна-чает семидюймовую
пластинку) или «LP» (двенадцатидюймовую).
Возможно, вам встретится несколько незнакомых терминов, но все они объ-ясняются
по мере прочтения книги. Сейчас прошу панков немного потерпеть; помните, что это
могут прочитать некоторые из ваших крутых родителей. Очень кратко, «show» — то,
как панки называют концерт. Он отличается от обычного концерта какого-либо
музыкального жанра, потому что его целью является унич-тожение разделения на
публику и исполнителя. Поэтому этот термин использу-ется, чтобы различать два
разных события. Довольно-таки часто на протяжении всей книги используется слово
«сцена». «Сцена» — это панк-сообщество и слово, которое панки используют для
описания его. Существуют местные сцены, нацио-нальные сцены, мировые сцены.
Подразделения панк-движения также использу-ют этот термин для самоописания,
например, стрэйт-эдж сцена Я предпочитаю не делить панк-сцену на множество
частей, хотя некоторые это делают. Единствен-ное разделение, необходимое для
моей цели, — это разделение между панками, стрэйт-эджерами и скинхедами. Это
соответствует видимым отличиям в стиле одежды, также как и различиям в поведении
и философии. Пока я пишу эти строки зимой 1999 года в Сан-франциско, я мог бы
продолжить, описывая добро-вольно создаваемые подразделения, такие как Riot
Grrls , nerd punks , gutter punks , emo punks ...
Термин «хардкор», которые придумали американцы в начале 1980-х, я ис-пользую
просто в качестве синонима слову «панк». Хардкор-музыка, как правило, быстрее
панк-музыки 1970-х, но идеи и люди фактически те же самые. Важно за-метить, что
я буду рассматривать исключительно идеи, а не особые музыкальные стили (которых
существует великое множество). Это занятие я оставлю для музы-кальных критиков.
Насколько я знаю, это единственная работа такого рода. О движении конца 1970-х
было написано множество книг, но все они устарели и представляют собой не очень
осмысленное развлечение. Серьезными книгами о панк-движении явля-ются «Хардкор
Калифорния» (о зарождении калифорнийской сцены), «Запре-щенные в Вашингтоне» (о
первых годах вашингтонской сцены) и «Формируя сцену» (о нью-йоркской сцене более
позднего периода). За исключением «Хард-кор Калифорнии» они полезны как
исторические документы из-за обилия фото-графий. Не существует книг, которые
попытались бы запечатлеть философию постоянно изменяющихся международных сцен.
Книга «Угроза примером» , где напечатаны философия и мысли 27 влиятельных членов
движения, подошла к решению этой задачи наиболее близко. В этой замечательной
книге авторы гово-рят о личном опыте и влияниях, но часто не касаются многих
конкретных идей, о которых постарался написать я.
Между главами помещены коллажи, состоящие из графики и отрывков оформления
различных зинов и записей. Я призываю читателя рассмотреть их очень внимательно,
поскольку это образы тем, которые я обсуждаю. Фотографии сделаны мной и
сопровождаются соответствующими подписями. Единственными исключениями являются
фотография Indigo Girls и 3-4 фотографии Кэролайн Коллинз, а также парочка
фотографий моего брата Джека. Мне следует упомя-нуть, что я в панк-сцене с 1982
года и убежден, что это очень эффективный и ве-селый способ узнать о том, что
происходит в мире, научиться менять что-то во-круг себя (если это возможно),
пытаться практиковать индивидуализм и нонкон-формизм в формах, которые наиболее
способствуют позитивному развитию лич-ности. Панки постоянно изменяются и
активно производят информацию, а нали-чие общих точек зрения по конкретным
вопросам подобно жидкой ртути. Я не хочу сказать, что идеи, о которых я пишу
здесь, являются единственными (или даже моими собственными), но лишь о том, что
они отражают наиболее распро-страненные позиции в сегодняшней панк-сцене».
И, наконец, я бы хотел подчеркнуть, что эта книга была написана не только для
фэнов музыки, но и для читателей, которые интересуются различными на-правлениями
политической и социальной философии. С самого начала движе-ния панк развивался,
и его философия становилась более развитой. Я не пытаюсь написать историю, лишь
хочу документировать рост и изменение философии, как это представлялось мне 13
апреля 1992 года и продолжает видеться сегодня. В ближайшие годы это, может
быть, полностью устареет, но что касается меня само-го и десятков тысяч других
активных панков в Северной Америке и Европе, то я надеюсь, что наша сцена
изменится только к лучшему.
ПОЧЕМУ ПАНК:
СОПОСТАВЛЕНИЕ ПАНКА С ДРУГИМИ ТЕЧЕНИЯМИ В ИСКУССТВЕ ПРОШЛОГО; НЕКОТОРЫЕ
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАНКА.
«В механистическом и обезличенном мире человек приобретает необъяс-нимое чувство
утраты, ощущение того, что жизнь исчерпала себя, что люди словно лишены своего
наследия, своих корней, что общество, точно так же как и человеческая природа,
раздроблено и изувечено, но, прежде всего, это ощу-щение, что люди находятся в
стороне от того, что могло бы придать смысл их работе, их существованию» .
В современном обществе прочно укоренилось чувство отчуждения, настоль-ко сильное
и распространенное, что оно во многом стало нормой. Некоторые воз-водят истоки
этого явления к началу индустриальной революции, когда рабочее место стало
вторым домом для людей любого возраста. Не нужно быть марксис-том или
ученым-социологом, чтобы осознать роль массового производства и мак-симальной
производительности в порождении отчуждения. Любой служащий, торговец или
кладовщик скажет об этом. Интересно, что человек сам виновен в возникновении и
принятии как должного подобных чувств. Возможно, в конце XX века нам трудно
представить себе жизнь без таких переживаний, и мы безропотно Наследуем все те
механизмы, которые влекут за собой отчуждение. Мало кто мо-жет поспорить с тем,
что «западный человек (впрочем, как и восточный) так меха-низировал, мир вокруг
себя, сделал его таким удобным, что сам стал лишним в этом мире» .
Люди поступают так, будто у них нет ничего общего друг с другом. Словно все мы
пришли в этот мир, чтобы жить для себя так, как будто вокруг никого нет. Многие
философы, социологи и теологи пытались доказать нелепость того отчу-жденного
образа жизни, который мы выбрали. Хотя ученые умы часто демонст-рировали
способность видеть истинное положение вещей, вся их проницатель-ность была
доступна лишь для них самих на страницах научных публикаций и в стенах высших
учебных заведений. Элитаризм и высокая стоимость пребывания в «башнях из
слоновой кости» гарантирует, что число людей, страдающих от угне-тения и
желающих вникать в то, что изучают с такой горячностью профессора, останется
незначительным.
Конечно, некоторые отчужденные социальные группы осознают, что с ними
происходит. Это осознание может быть основано как на активном отрицании
об-щества, так и на неприятии этим обществом определенных групп. Эти группы
могут либо отказаться от того образа жизни, который ведет к отчуждению, либо,
против своей воли, быть отвергнуты мейнстримом. Чернокожие, гомосексуали-сты,
ВИЧ-инфицированные, представители низших слоев общества, — все эти люди осознают
свое место в иерархии современного общества. Важно отметить, что осознание одной
социальной группой (или человеком) того, что она является «выпадающей» из
общества, не влечет за собой понимания проблем и страданий другой отвергнутой
социальной группы, к которой общество относится точно так же. Люди часто
заостряют внимание на своих собственных проблемах, оставаясь безучастными к
страданиям других.
Некоторые социальные группы-изгои желают быть частью мейнстрима, в то время как
другие — нет. Тем не менее, «все подобные социальные группы сталки-ваются с
определенной степенью изоляции со стороны общества; они находятся внутри
общества, одновременно не являясь его частью. В результате они имеют тенденцию к
созданию собственных более или менее обособленных субкуль-тур» . Подобные
субкультуры имеют в своих рядах людей, которые в гораздо меньшей степени
отчуждены от самих себя и зачастую пытаются себя реализо-вать. Люди,
принадлежащие субкультурам, вне зависимости от степени своей уг-нетенности,
часто успешно находят понимание и поддержку среди таких же, как они, то есть то,
чего они не могут найти в обществе. Они находят осознание себя и себе подобных,
которое было потеряно, забыто или украдено. Это происходит в случае создания
«групп поддержки» на основе общего жизненного опыта, веры, пола или расы.
Субкультуры часто могут «вдохновлять своих членов на служение высшей цели» .
Причем эта высшая цель не всегда несет добро, как, например, в случае с
ку-клукс-кланом либо другими субкультурами, проповедующими нена-висть, но всегда
является важной составной частью любого движения, желающего внести изменения в
сложившийся статус-кво.
Субкультура рок'н'ролла была непостоянной и слишком неоднородной, ч! тобы как-то
четко определить ее. Маловероятно и излишне идеалистично счи-тать, что
рок-музыка, зародившаяся незадолго до Элвиса Пресли и существующая в различных
формах и по сей день, имела какую-либо более высокую цель, неже-ли развлекать.
Бунтарская молодежь тянется к року в его изменяющихся формах на протяжении
четырех десятков лет, но в целом все это не более чем часть не-прерывно растущей
индустрии развлечений. В начале рок'н'ролл очень неясно высказывался по поводу
расовых барьеров и неравенства 50-х, и до конца 60-х в рок-музыку так и не было
привнесено никакой внятной политической идеи. Это произошло, когда рок
продемонстрировал свою мощь, и субкультура стала контркультурой.
Оглядываясь назад, можно сказать, что радикалы 1960-х (речь идет не о хип-пи,
которые довольствовались тем, что носили цветы и клянчили мелочь на ули-цах
Сан-Франциско) не скрывали своего воодушевления и энтузиазма в отноше-нии
рок-музыки и той довольно крепкой связи, которая существовала между их политикой
и рок'н'роллом. Начиная с «Черных пантер», влюбленных в Боба Ди-лана в Окленде
(Калифорния), и заканчивая «белой пантерой» Джоном Синкле-ром и его братьями из
МС5, призывавшими к вооруженному восстанию в Мичи-гане, все они осознавали и
ценили силу рок-музыки как музыки, принадлежащей народу. До того, как умереть
либо продаться, радикалы 60-х Джерри Рубин и Эб-би Хоффман вместе с бесчисленным
множеством таких же, как они, направили рок'н'ролл на создание массового
антиправительственного движения, состоящего из молодых недовольных жизнью
чудаков.
К сожалению, как бы хорошо такая музыка не служила благому делу, воспе-вая
свободу и изобличая лицемерие общества, ее ждала такая же судьба, как и бо-лее
поздние течения популярной рок-музыки: «Коммерциализация/ творческое истощение,
конформизм и поглощение силами мейнстрима» . Рок-музыка стала «либо
коммерческой, мейнстримовой музыкой, продвигаемой и упаковываемой корпоративными
гигантами, либо ритуальным гедонизмом» .
Исключением из предсказуемой политики и деятельности рок'н'ролла стало движение,
которое носило название панк-рок или просто панк. Время и место ро-ждения
панк-движения являются предметом спора. Либо нью-йоркская сцена конца 60-х —
начала 70-х, либо британский панк 1975-76 имели честь быть первы-ми. Для наших
целей подробное рассмотрение его происхождения не столь важ-но, так как
окончательно движение со своей особой политикой сформировалось только к концу
70-х. Вообще, принято считать, что в Нью-Йорке был изобретен музыкальный стиль,
в то время как в Британии получила распространение поли-тическая позиция панка и
яркий внешний вид. Взгляд на истоки возникновения английской сцены поможет
понять, в каких условиях родился современный панк.
Трисия Генри написала очень хорошую книгу, в которой отображено зарож-дение
панка в Нью-Йорке и последующий взлет панк-движения в Англии. Не-смотря на то
что это книга хороша, ее автор не придает значения всему, что про-исходило после
1980-го, когда, по ее мнению, панк умер. Было написано несколь-ко книг подобного
плана (все они были сфокусированы на самой известной панк-группе — Sex Pistols),
и большинство из них страдали недостатком информации, так как авторы не были
частью движения, а были всего лишь сторонними толко-вателями. Генри, однако,
корректно и тщательно подошла к проблеме.
«Для большего числа людей, находящегося на социальном пособии, особен-но для
молодых людей, перспективы улучшить свою судьбу были довольно ту-манны. В
подобной атмосфере англичане подверглись плодотворному влиянию нью-йоркской
сцены, и ироничный пессимизм и любительский подход к музыке приобрели явную
социальную и политическую окраску, а британский панк пре-вратился в сознательное
пролетарское движение, одновременно оставаясь худо-жественным течением» .
Правда, что безработица и плохие условия жизни вызывают чувства отчуж-дения и
фрустрации. Также правда и то, что подобные чувства можно выразить по-разному.
Преступность была одним из наиболее распространенных в то время способов излить
подобные чувства, но в этот конкретный момент и в этом месте шпана взяла в руки
гитары, не переставая, при этом все же совершать мелкие, не-значительные
преступления все из того же чувства фрустрации. «Не принимать во внимание
очевидную связь между феноменом панка и экономическим и соци-альным неравенством
в Великобритании — значит отрицать ценность философ-ской подоплеки движения.
|