"Философия Панка" - часть 1.
Привет, ребята!
Одной из целей перевода этой криги на русский язык было стремление раз-рушить
некоторые стереотипы в отношении панка сложившиеся в постсоветском пространстве.
«Философия панка: больше, чем шум» дает яркое представление о том, чем является
современное панк-движение (в частности, в США), развиваю-щееся в соответствии с
принципом DIY (Do It Yourself) — Сделай сам! Этот прин-цип может быть определен
применительно к панку следующим образом: «делать все самостоятельно, не завися
ни от каких крупных коммерческих организаций, все своими силами, делать
альтернативную этим коммерческим организациям собственную музыкальную сцену со
всеми вытекающими отсюда последствиями: клубами, дистрибьюциями, журналами,
книгами, всем, чем угодно» , и шире — как «самовыражение человека независимо от
каких-то установок свыше» .
Необходимо сразу подчеркнуть, что под панк-движением подразумевается та
политизированная, активная часть всего многообразия явлений, называемых панком,
которая формировалась с конца 1970-х, на фундаменте, расчищенном первой,
нигилистической и само/разрушительной, волной панка (Великобрита-ния, 1976-
1978), и которая представляет собой «жизненную позицию (с музыкаль-ным и
литературным сопровождением), переросшую в массовое международное движение, за
счёт активности людей» .
Панк-движение является всемирной андеграундной сетью, противостоящей и
составляющей альтернативу шоу-бизнесу (массовой культуре) и господствую-щей
культуре. «Панк-группы», транслируешь коммерческими СМИ, и их слуша-тели к
панк-движению не относятся; они принадлежат к панк-субкультуре или, в
большинстве случаев, являются псевдо-панками, дискредитирующими само дви-жение.
Ведь панк — это не только форма (то есть стиль музыки и внешний вид), но и
определенные идеи, которые, попадая на экраны телевизоров и в прочие средства
массовой информации, неизбежно искажаются, лишая панк его бунтар-ского
содержания.
Эту книгу, я думаю, будут читать люди, уже достаточно давно знакомые с идеями
современного мирового панк/хардкор движения, люди, только начи-нающие входить в
этот «волшебный мир», и люди, не имеющие никакого поня-тия о том, чем является
DIY панк.
Для людей, впервые соприкасающихся с андеграундной панк-сетью, описы-ваемой в
этой книге, я дам пояснения некоторых терминов. Часть из них, напри-мер,
связанные с понятием прав животных: веганство или веганизм (строгое
веге-тарианство) и вивисекция (эксперименты над животными), объясняются по мере
чтения книги. Другим, связанным непосредственно с DIY панк-культурой, по-пробую
дать определение здесь:
Лейбл (англ, label) — компания, выпускающая аудио-записи на различных носителях
(может состоять из одного человека, записывающего кассеты или наре-зающего CD
дома на своей аппаратуре).
Мэйджор-лейбл (англ, major label) — крупная, транснациональная компа-ния
(например, EMI Music, Polygram, Sony Music Entertainment, Warner Music
International и BMG Music Group).
Дистро (англ, distro), система дистрибьюции в панк-движении — сеть
рас-пространения различной DIY продукции, включающая в себя аудио- и
видеоза-писи групп, печатные издания (фэнзины, книги, брошюры), атрибутику (фут-болки,
нашивки, значки, наклейки и пр.).
Фэнзин, сокращенно зин (от англ, fan — поклонник, фэн и zine — сокр. от magazine
— журнал) — самиздатовский журнал. «Зины — некоммерческие, не-профессиональные,
мелкомасштабные журналы, которые, как правило, делаются, издаются и
распространяются непосредственно редакторами» .
Релиз — музыкальный материал на каких-либо носителях, выпущенный ка-ким-то
лейблом или исполнителем самостоятельно.
Поскольку понятие «панк» уже давно стало синонимом антифашизма, а уважение к
Другому и лозунг «Все мы разные, все мы равные!» являются основами панк-движения,
важное место в этой книге занимают понятия, связанные с раз-личными видами
дискриминации, против которых выступают панки: по полово-му признаку — сексизм,
по сексуальной ориентации — гомофобия, по возрастно-му признаку — эйджизм, в
зависимости от вида — спишисизм (по отношению к животному и растительному миру),
по принадлежности к определенному классу — классизм.
Очень не хотелось бы, чтобы, разрушая старые стереотипы, эта книга послу-жила
созданию новых. Все же изначально одной из главных идей панка, наряду с
принципом «сделай сам», было ставить все под сомнение — никаких догм, ника-ких
застывших правил. Каждая ситуация рассматривается в своей неповторимо-сти и
конкретности.
Некоторые главы (например, «Почему панк», «Анархизм», «DIY»), на мой взгляд,
очень точно и документировано отражают историю, основные идеи и по-ложение дел в
мировом панк/движении, с другими же (например, «Стрэйт-эдж», «Скинхеды») я во
многом не согласна.
* * *
В постсоветском пространстве панк-движение, опирающееся на принцип DIY,
появилось в середине 1990-х. Первыми проявлениями DIY-панка на террито-рии
экс-СССР стали фэнзины — «Бегимец» из РИГИ (1993), «Play Hooky!» из Ки-рова
(1995), «Плюсминусбесконечность» (1996) и «Эхокамера» (1998) из Волжского,
Волгоградской области, «Punk Hardcore Magazine» и «Взорванное небо» из Моск-вы
(1997), «Yes Future» из Татарска, Новосибирской области (1998), «Xerotika» из
Гусева, Калининградской области (1998) и «Ножи и вилки» из С.-Петербурга (1998).
По основным принципам (сочетание музыки и политики; самостоятельное
изготовление; распространение, главным образом, посредством почты или на
концертах), это был тот же самиздат доперестроечных времен, но реально фэнзи-ны
не являлись его преемниками, ориентируясь исключительно на международ-ные
аналоги, на то, что называется панком во всем мире.
Активное освоение принципа DIY и формирование панк/хардкор движения в России
начинается с 1999 года, поскольку к тому времени идеи, распространяе-мые первыми
фэнзинами, дали свои всходы. Появляются новые фэнзины в Моск-ве — «Old Skool
Kids» (1999), «Positive» (1999), «On the Edge» (2002), в С.-Петербурге — «In a
free land» (1999), «Voice» (2000-2001) и на периферии — «Сибирский Тракт» [2000]
и «Tommy's» (2001) в Иркутске, «Настоящее искусство» [1999] и «Не-неформал»
[1999] в Волгограде, «Закат цивилизации» (2000) в Ставрополе, «Точка зрения»
(1999) в Краснодаре, «Гени!альный ящур» (2001) в Новгороде, «Бумажные ужасы»
(2002) в Кирове. В 2003 году после длительного перерыва в зиноиздании (за
исключением «On the Edge» в 2002) в Москве гововятся к выпуску 4 новых фэн-зина,
в том числе «Retrothrasher67» и «Proxima».
Серьезный толчок развитию постсоветского панк-движения дало появление так
называемых дистро. Первые дистро появились почти одновременно в Санкт-Петербурге
— «NotLG Tapes» (1998, сейчас «Карма Мира Records»), «Ipecacuanha Rec.» (1999),
«Szarapov Sound System» (1999) и в Москве — «Old Skool Kids» (1999) и вскоре
(2000-2001) стали функционировать как лейблы. Параллельно возникали
непосредственно лейблы — «Long records» (1998), «ZZZ Records» (2002), «Homo
Sentimentalis Recordings» (2002) в Москве, и «Z Day» (2002) в С. -Петербурге.
Начинает формироваться панк/хардкор сцена, функционирующая на осно-ве принципа
DIY. В конце 1990-х в Москве она была представлена группами «XXX» (экс-«Step
Back», экс-»Sky Grain»), «B'67», «Unconform», «Squat tag banda»; сейчас — «Ярче
1000 солнц», «Мечты сбываются», «Dilemma», «Лоа Лоа», «Мар-шак», «Changes» и др.
В С. -Петербурге это — «Til I Die», «Skafandr», «Играй, гар-монь», «Svinocop» и
др., в Выборге — «Последние танки в Париже» и «Свиньи в космосе». В городе
Волжском Волгсэадской области расцвет панк/хардкор актив-ности пришелся на 1997-
2000 гг. Функционировали клубы — «Ватикан», «Радио» и множество групп — «Колесо
Дхармы» (ныне Тампере, Финляндия), «Посадил дерево» (ныне «Breakwar» Москва) и
др., в соседнем Волгограде — «Мата Хари» и «Радио». В Татарске Новосибирской
области в это время играли «Отказ от наси-лия» и «Точка зрения», в Химках
Московской области — «Noisy Diablo» и «Lesbian Boy». Среди периферийных групп,
существующих на данный момент, можно упомянуть «Витамин роста» из Нижнекамска
(Татарстан), «Засрали солнце» из Краснодара, «Кабзон» из Новгорода и «Секта Kidz»
из Хабаровска, образованную из осколков «Кибершаманов». Начинается небольшая DIY
панк-активность в Ли-пецке и Уфе.
Что касается других республик бывшего СССР, то DIY панк-культура полу-чила
наибольшее развитие на территории Беларуси и Прибалтики, почти полно-стью
отсутствуя в остальных странах, что часто связано с политической ситуацией
(например, в Казахстане и Туркменистане). Но это не объясняет полностью
гео-графии панк-движения. Показателен в этом случае феномен Беларуси, где
квази-тоталитарная политическая ситуация в стране не только мешает развитию
панк-движения (репрессивные меры, вплоть до разгона концертов, активно
применя-ются властью), но и способствует консолидации панк-сцены, максимально
поли-тизируя ее. Другой причиной расцвета DIY панк-культуры в Беларуси является
близкое расположение Польши с ее давними традициями сопротивления, самиз-дата и
панк-культуры. Тогда как на Украине, находящейся на том же географиче-ском
положении относительно близости к Европе, как и Беларусь, DIY панк-культура
существует на зачаточном уровне, также как, например, в Узбекистане, где в
поселке Улугбек издается фэнзин «Lifestyle» «об экологии, веганстве, SxE,
хардкоре».
Основная DIY панк-активность в Беларуси сосредоточена в Минске и Гродно.
Развитие DIY панк-культуры во многом было вдохновлено двумя группами — «Deviation»
из Гродно, одной из самых старых из существующих на данный мо-мент в Беларуси
панк-групп, и «Hate to State» из Минска, по сути спровоцировав-шей создание
белорусской сцены и определившей ее уклон в краст. Краст как наиболее простое
музыкально, так же, как и наиболее политизированное течение внутри DIY
панк-культуры, оказался наиболее близко белорусскому панк-сообществу. Поэтому
первые белорусские панк-группы — «Scum out», «Тяжелые последствия» из Минска, «Contra
la Contra», «Баста, баста», «Antiglobalizator» из Гродно, «Twin Pigs» из
Ивацевичей находились под сильным влиянием краста, хотя нельзя сказать, что
группы играли в каком-то определенном стиле. Скорей они использовали в своем
творчестве яркую палитру многочисленных поджанров DIY панк-культуры — от
ска-панка до хардкора. В каждой песне, иногда состоя-щей из нескольких слов,
например, «Все, что я вижу — я ненавижу!», группы «Hate to State» или «Выйди на
улицу, верни себе город!» группы «Contra la Contra», группы затрагивали какую-то
социальную проблему. В конце 2002 года в Минске появились первые хардкор-группы
— «Rescue 811», «Follow the Sun», «Jiheart». 29 апреля 2003 года состоялся
первый в Беларуси хардкор-концерт.
В 2000-2002 гг. наблюдается «взрыв» самиздатовской прессы в Беларуси, но
зинмейкерская деятельность также сосредоточена, главном образом, в двух горо-дах
— Минске: «Don't Panic!» (1999), «Left Hander» (2000), «Ребро жесткости» (2000),
«Без намордника» (2000), «Заябок» (2001), «Skid row» (2001), «Пятновыводитель»
(2001), «Хлопушка» (2001), «New World» (2002) и Гродно: «Кен-гуру» (2000), «Б-р-р-р»
(2000), «Дезертир» (2001), «CoZine» (2002). В г. Барановичи Брестской области
издается несколько зинов — «Football X Flies» (2000) и «Eh!» (2000), в г.
Светлогор-ске Гомельской области — «Падеж скота» (2000), в г. Борисове — «EKKLMH»
(2002).
В начале 2000-х появились минские дистро/лейблы «No Manipulation», «ZB distro»,
«Personal is Political», «Gus rec.» и дистpo, распространяющие, как прави-ло,
атрибутику (футболки, нашивки) — «Skid row distro» в Минске и «77 дистро» в
Гродно.
днем 1998 года О'Хара позвонил мне и спросил, не заинтересует ли меня
предложение написать предисловие к новому изданию «Философии панка». Я тут же
согласился, потому что подумал, что это очень по-панковски, и в некотором смысле
почетно написать такое предисловие. Я не был уверен, что мое участие сильно
увеличит уровень продаж этой книги. И дело не в том, что я играл, в той или иной
команде или писал для разных зинов, а в том, что речь шла о панке, который меня
волнует и в котором я немного разбираюсь.
К этому времени я был знаком с Крейгом О'Харой много лет и считал его од-ним из
своих лучших друзей на этой одинокой планете. Мы познакомились в конце 80-х,
когда мы оба учились в Бостонском университете. В те «не самые слав-ные времена»
мы с небольшой группой друзей посещали много (может, слишком много) панк
концертов по всему восточному побережью. Назовите клуб, зал VFW или подвал
церкви — наверняка окажется, что мы успели там потусовать. В те дни мы видели
несколько замечательных групп, например легендарных Bullet Lavolta и Verbal
Assault, а куча остальных были полной фигней. Музыкальная сцена бы-ла смесью
панка, хардкора, альтернативы и колледж-рока.
Этот период был так же временем яростного протеста, так как тогда была в разгаре
война в Персидском заливе. Для нас, как панков, было важно занять серь-езную
позицию по отношению к происходящему и не увязнуть в стандартных идеологических
аргументах правых и левых. Это также было время бурных обсу-ждений того, как
продвинуть панк за рамки музыкальной арены и «внедрить» его в общество.
В те времена нашей дружбы Крейг шутливо называл себя «единственным панком в
кампусе » — ОРОС (Only Punk On Campus) и моментально мог опреде-лить, кто панк,
а кто нет.» Крейг пришел из сцены Центральной Пенсильвании, и этот опыт дал ему
уникальную возможность увидеть в истинном свете этих наро-чито и излишне
раскрашенных и разодетых городских и пригородных панков и колледж-рокеров,
которые со всех сторон как бабочки слетались в такие города, как Бостон.
Крейг пришел с другой, крохотной сцены и из другого времени, где звание панка
надо было заслужить, его нельзя было купить как нечто крутое в соответст-вующем
магазине, как многие думают сегодня. По правде, панк был противопо-ложностью
удобного, так как он требовал усилий, чтобы творить и поддерживать любой вид
скудной активности. Что мы имели чаще всего, особенно в начале американского
хардкора, как, наверное, многие из вас, читающих эту книгу» хо-рошо знают, так
это сборище чудаков и неудачников, пытавшихся общаться друг с другом, иногда
удачно, а иногда нет.
Впервые появившись в панк-сцене в 1983, Крейг видел многие известные
американские и европейские группы, выступавшие с турами по Штатам, в период их
расцвета. Были ли это DYS, Black Flag, TSOL, Marginal Man, BGK, Government Issue,
Seven Seconds или Articles of Faith, вы всегда могли встретить Крейга то в пите
, то работающего на входе, на концерте, который он сам устроил. По пояс голый,
страстный и безумный, панк без прикрас — так начинался путь Крейга, идя по
которому, он стремился сохранить музыку и идеалы панка. Сохранить их в
первозданном виде — это пенсильванская традиция, так же как у аманитов .
Я вовлечен в панк и хардкор-сцену (в основном бостонскую и вашингтон-скую) уже
почти 13 лет, ну а если говорить об альтернативной музыке вообще, то отсчет надо
вести с 5-6 класса школы, когда новая волна стала моей первой любо-вью. Я успел
побыть организатором концертов, помогал организовывать туры, работал в
коллективе, видел сотни групп, имел и слушал слишком много записей. Панк был
очень хорошей школой жизни и, безусловно, стал неотъемлемой частью меня.
За все это время в сцене я встречал, самых разных людей. Много таких, кого
интересовала сама музыка, еще больше тех, кого слишком заботила мода, некото-рых
волновала политика, еще меньше людей интересовались жизнью нашего со-общества,
но были среди них и те, кто действительно искренне верил, что панк — это
настоящая, жизнеспособная альтернатива тому дерьмовому обществу, в кото-ром мы
живем. Крейг — один из тех немногих моих знакомых, кто взял лучшие идеи и
воплотил их в повседневной жизни.
За последнее десятилетие панк довольно-таки широко распространился по миру.
Многие скажут, что это к лучшему, возможно, еще больше — что к худше-му.
Некоторые изменения, которые произошли в сцене, никогда бы не произош-ли с
Крейгом или мной, но сегодня воспринимаются как само собой разумеющее-ся.
Возьмем, к примеру, появление вегетарианства и веганства в панк-сообществе.
Вегетарианцами были хиппи, а не панки (за исключением Crass). Сегодня
вегета-рианство — одна из основополагающих идей современного панка в большинстве
направлений, таких как: стрэйт-эдж» , экологический хиппикор, или в
расши-ряющейся сцене краст-панка. Этого позитивного явления не существовало до
се-редины 80-х, тем более в 70-е. Хотя тогда многие панки следовали диете JFA
(Jody Foster's Army) , т.е. «кока-кола и сникерс».
|