Суббота, 23.09.2017, 08:42
Приветствую Вас Гость | RSS
 
МИР РОК МУЗЫКИ
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
МУЗЫКА

Категории
рок/метал группы [53]
Рецензии [10]
Интервью [5]
интересная информация [13]
История рока [23]

Говорун

Облако тегов

Главная » Статьи » интересная информация

Словарь терминов
Словарь терминов


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ РОК-КУЛЬТУРЫ
За те тридцать пять с лишним лет, что насчитывает история рок-
н-ролла, особенности его существования вызвали к жизни большое
число специальных терминов, связанных как с жанровым
разнообразием рок-музыки, так и со спецификой ее бытования в
общекультурном аспекте. Эти же особенности породили
профессиональный слэнг, распространившийся в среде рок-
музыкантов и отчасти перешедший на их аудитории.
В кратком послесловии к настоящему изданию трудно, да и
бессмысленно пытаться охватить все неологизмы, связанные с
роком, однако, чтобы избежать терминологической путаницы,
вызванной отсутствием устоявшихся определений, попытаемся дать
толкование некоторым постоянно возникающим на страницах книги
стилевым и т. п названиям и эпитетам и ряду близким к ним
понятиям. При этом, следует иметь в виду, что большинство
общеупотребительных стилевых конструкций возникло в рок-музыке
на рубеже шестидесятых-семидесятых годов, когда рок, стремясь
выйти за рамки своей изначальной ограниченности, активно
вторгался как в эстетически близкие (фольклор, джаз), так и
довольно далекие (академическая музыка, авангард) сферы
музыкального творчества. Меньшая часть терминов связана с
эволюцией внутри отдельных направлений и стилей. Поскольку книга
посвящена отечественному року и адресована отечественному же
читателю, предпочтение отдается соответствующим примерам,
иллюстрирующим выбранные ключевые слова.

АНДЕРГРАУНД (англ.: «underground», дословно: «подпольный») В
конце шестидесятых — экспериментальная, часто экстравагантная
(внутренне и внешне) клубная сцена крупных городов. Андерграунд
породил многие, ставшие популярными в последующие десятилетия
стили — от электронного рока до новой волны. Позже этим термином
продолжали называть наиболее радикальные (как в художественном,
так и социополитическом смысле) формы рок-музыки — как правило,
лишенные коммерческой поддержки и широкой аудитории. В СССР до
1986 г. АНДЕРГРАУНДОМ был практически весь самодеятельный рок,
обычным делом были «запретительные» списки и репрессивные акции
со стороны органов управления культурой, что делало советский
рок действительно подпольным. В современных условиях термин
АНДЕРГРАУНД может быть отнесен либо к исполнителям, существующим
вне легальных (рок-клубы и т.п.) структур, либо к радикальному
авангарду.

АРТ-РОК (от англ, «art» — «художественный») Совокупность
форм, использующих в качестве музыкальной основы элементы
академической музыки (как в виде стилизаций, так и в форме
прямого заимствования мелодических фрагментов), либо применяющих
характерный для неё инструментарий и аранжировочные приёмы. В
зависимости от этих различий имеют хождение также термины СИМФО-
РОК (в случае, когда речь идет о включении в музыку оркестровых
эпизодов), ТЕХНО-РОК (если
-272-
акцент делается на техническую сложность материала), БАРОККО-РОК
(мелодические стилизации под музыку Ренессанса с использованием
— или имитацией звучания — барочных инструментов). В
семидесятые, когда АРТ-РОК расцвёл на Западе, его отечественные
адепты были ограничены отсутствием адекватных технических
средств, хотя к АРТ-РОКУ были близки работы ленинградских
«Зеркала» и «Кронверка», московского «Високосного Лета»,
донецкого «Диалога», а также ряда эстонских групп. В начале
следующего десятилетия отечественный арт-рок пережил краткий
бум, связанный с появлением на профсцене «Автографа», «Диалога»,
«Руи», «In Spe», «Интервью» и т. п. Позже интерес к жанру начал
резко убывать и сегодня он — удел немногих, но преданных
сторонников.

БАРД-РОК. Неудачный термин, введённый в обиход официальной
прессой, относится к широкому спектру форм, имеющих в основе
авторскую песню, как правило, существующую и в электрическом
(групповом), и в акустическом (сольном) исполнении. В своих
худших проявлениях бард-рок смыкается с ортодоксальным
эпигонством КСП, в лучших — приближается к западному понятию
«singer-songwriter», что примерно соответствует нашему «автор-
исполнитель», хотя и не ограничивает инструментарий акустической
гитарой. В разных источниках термин бард-рок при-генялся к
творчеству «Аквариума», «Машины Времени», «Последнего Шанса»,
«Тамбурина» и т. п., хотя, на мой взгляд, это не вполне
правомерно.

БАРОККО-РОК. Форма арт-рока, использующая в мелодической
основе элементы музыки Ренессанса, барочный инструментарий и
аранжировки. В отечественных условиях часто приближается к
традициям ФОЛК-БАРОККО (Дэйви Грэйэм, Рой Харпер, «Steeleye
Span») — с лёгкой руки «Аквариума», «Тамбурина» и их
бесчисленных эпигонов.

ГЛИТТЕР-РОК (англ, «glitter» — «сверкающий», «блестящий»).
Возник в начале семидесятых, как очевидная антитеза напыщенности
арт-рока и «серьезности» прогрессивного. Был представлен именами
Гэри Глиттера, Элвина Стардаста, «THE GLITTER BAND» и других
исполнителей, в шестидесятые оттеснённых в европейские клубы
мерси-битом и двумя блюзовыми волнами. Характеризовался
ориентацией на прямолинейный рок-н-ролл в его классических
формах и эффектным внешним видом исполнителей. Сошёл на нет к
середине семидесятых, хотя его элементы продолжают привлекать
внимание музыкантов и доныне. Почти образцовым примером глиттер-
рока может служить харьковская группа «КПП».

ГЛЭМ-РОК (от англ, «glamourous» — «эффектный») Чуть более
«интеллектуальная», нежели ГЛИТТЕР-РОК, и гораздо менее
ортодоксальная в выборе изобразительных срздств форма
коммерческой музыки семидесятых. Именно ГЛЭМ-РОК ввел в
употребление эзотерический макияж, мужскую бижутерию,
эклектическую костюмерию, позднее в куда более массовых
масштабах использованные «неоромантической» ветвью новой волны.
В музыкальном отношении ГЛЭМ-РОК был ещё менее однороден,
совмещая рок-н-ролл, хард- и арт-рок, откровенную эстраду и
традиции довоенного английского кабаре.
-273-
На отечественной сцене ГЛЭМ-РОК практически не прижился, хотя
его элементы наблюдаются в сценической экипировке ряда групп
«филармонического металла».

ДЖАЗ-РОК. В общем понимании — использование принципов
джазовой импровизации в традиционных рок-форматах. Жанр сложился
в конце шестидесятых в США под влиянием работ Майлза Дэвиса и
его учеников, пытавшихся сделать свою музыку более ясной и
доступной, в то же время не опускаясь до развлекательного
уровня. Бум «интеллектуального» рока и новизна стиля сделали его
крайне популярным в середине семидесятых. Позднее джаз-рок
распался на несколько более специфических форм, часть его
адептов вернулась к традиционному джазу, некоторые пришли к
откровенной поп-музыке и лишь немногие продолжали искать пути
для более глубокого взаимопроникновения джаза и рока.
Современные формы джаз-рока более известны как ФЫОЖН (англ,
«fusion» — «сплав»). Существенное пояснение: часто называемые в
числе главных представителей джаз-рока группы «Blood Sweat &
Tears» и «Chicago» на практике отношения к нему не имеют и
играют обычный поп-материал с использованием в аранжировках
риффов (реже — соло) духовых. Изредка к ним применяют
определение БРАСС-РОК (англ, «brass» — «медные инструменты»).

ИНДЕПЕНДЕНТ-РОК (от англ, «independence» — «независимость»).
В строгом понимании понятие относится к исполнителям, не имеющим
контракта с крупными фирмами звукозаписи, и, следовательно, не
зависящим от господствующих на поп-рынках стереотипов. К стилю
понятие индепендент не имеет отношения, поэтому в списках «инди-
чартс» (разделы хит-парадов, отражающие популярность
исполнителей с «независимым» статусом) прекрасно уживаются
конформные «Depeche Mode» или Кайли Миноуг с радикалами типа
«Butthole Surfers» и металлический «Кrеator» с романтическими
«Pixies»...
В СССР, где контрактная система в сфере грамзаписи (как,
вopnwеl, и сама эта сфера) практически не развита, понятие
ИНДЕПЕНДЕНТ лишено содержания. Как правило, это определение
относится к группам, в своем творчестве следующим тем или иным
представителям западной инди-сцены.

НЕОРОМАНТИЗМ, НОВАЯ РОМАНТИКА. Реакция на нигилизм,
социальную активность и звуковую анархию панк-рока породило на
рубеже восьмидесятых эскапистско-эзотерическое и малочисленное
поначалу движение («блиц», «культ без названия» и т. п.),
основными атрибутами которого были эффектные и карнавально-
пестрые наряды и танцы (в особых клубах) под черную поп-музыку
шестидесятых (соул, ска) и семидесятых (фанк, рэггей). Очень
скоро движение, за которым закрепилось название «новых
романтиков» стало массовым и породило собственную музыку,
источниками вдохновения для которой служили те же четыре
компонента. Важным элементом формирования собственного языка
стали для «романтиков» дорогостоящие постановочные видео-клипы,
сделавшие имя таким группам как «Duran Duran» или «Culture
Club». Позже первоначальное разнообразие стилистических
компонентов усту-
-274-
пило место монотонной компьютерной поп-музыке (техно-поп, техно-
флэш) чисто функционального назначения.
В СССР неоромантика была поначалу воспринята чисто
механически — как любое поветрие с Запада, хотя наиболее
талантливые исполнители быстро ассимилировали её основные
понятия, характерную тембровую палитру и экзистенциальное
мировоззрение, создав действительно «новую музыку для нового
поколения» («Кино», «Петля Нестерова» и ряд других групп из
Москвы, Ленинграда, Киева).

НОВАЯ ВОЛНА, НЬЮ УЭЙВ (калька с англ, «new wave»). В
сущности, вся совокупность форм и направлений, возникших (или
натуролизовавшихся) в популярной музыке после 1975 г. Даже
краткий их анализ занял бы слишком много места, поэтому просто
перечислим её основное компоненты: панк-рок в различных формах,
а также пост-панк, поп-пост-панк, готическая волна и т. д.;
собственно нью-узйв начала 80-х; ска, рэггей, салса (расовые
формы, ставшие предметами культа в 80-е), неорокабил-ли,
неопсиходелия, неомоды и другие ревивалистские течения середины
80-х; ноу-уэйв или панк-джаз; хард-кор и его производные;
неоромантика; техно-поп; брэйкдэнс, грэббо, хип-хоп и другие
продукты эволюции фанка. Из вышеперечисленного ясно, что новая
волна отличалась от предыдущей не столько стилистически, сколько
методологически, являя собой образец качественно иного
мировоззрения.
На отечественной почве элементы нового мышления и новой
музыки первыми начали внедрять «Аквариум», «Странные Игры»,
«Кино», «ДК», «Автоматические удовлетворители», «Зебры» и т. д.
Сегодня термин новая волна имеет смысл лишь как антитеза хэви-
металлу и коммерческим формам 70-х (хард-рок, арт-рок и т. д.).

НЬЮ ЭЙДЖ (от англ, «new age music» — «музыка нового века»).
Квазиин-теллектуапьная коммерческая музыка восьмидесятых.
Характеризуется звучанием «живых» инструментов или естественных
звуков, включенных в плотную компьютерную подложку. Для нью-эйдж
обычно отсутствие традиционной мелодики, она направлена, скорее,
на медитацию или расслабление, нежели на слушание или танцы.
Пользуется популярностью у «новых консерваторов» и «йяппи». В
нашей стране представлена лишь случайными и редкими образцами.

ПАНК-РОК (англ, «punk» — «шпана», «отребье»), У этого термина
— богатая событиями и длинная биография. Впервые он прозвучал
применительно к многочисленным самодеятельным (или «гаражным» —
по обычному для них месту базирования) группам, возникшим в США
после «Британского вторжения»: грязное звучание плохих
инструментов, выразительный минимализм и не связываемый цензурой
текстовой эпатаж ограничили их популярность, но позволили
сформировать собственную аудиторию. Позже нигилизм и
монотонность панка были взяты на вооружение нью-йоркской
артистической богемой, окружавшей клубы «Си-Би-Джи-Би» и «Макс
Канзас Сити» (Патти Смит, «Television», «Ramones», «Blondie»,
«New York Dolls»), а от них перешли к клубной сцене
Великобритании, боровшейся за выживание со стадионными шоу и
напыщенной многозначительностью суперзвезд коммерческой сцены.
На короткое время (1976—1978) панк-рок стал наиболее популярным,
-275-
хотя и безнадежно некоммерческим течением, однако к концу
десятилетия, проложив дорогу новой волне, вернулся в клубы,
откуда и началось его восхождение. Сегодня панк-рок и его
многочисленные разновидности занимают довольно большой объём в
общей массе выпускаемых записей. Большинство панк-групп имеют
контракты с индифирмами и сохраняют радикально-критический
взгляд на окружающую действительность.
В СССР пионерами панка стали группа «Автоматические
Удовлетворители» Андрея «Свина» Панова и его немногочисленные
последователи, среди которых, в частности, можно отметить
«Народное Ополчение», «Объект Насмешек» и «Бригадный Подряд», а
также эстонские «Трест Отбросов» и «Турист» Харди Вольмера.
Позже сугубо подпольная панк-сцена возникла в Москве, где её
основными представителями были «ДК», «Футбол», «Зебры», «Золотая
Осень» и т. п.
В 1984 г. в Омске началась деятельность наиболее
последовательной и концептуально смоделированной группы Егора
Летова «Гражданская Оборона», которая породила волну подражаний
и вместе с Тюменской «Инструкцией по Выживанию» инспирировала
появление в Сибири мощного панк-движения.
С выходом этой музыки из подполья и исчезновением ореола
запретности интерес к панк-року не упал, ибо радикализм его
наиболее одарённых представителей (Летов, Свин Ник Рок-н-Ролл)
продолжает ломать всё ещё существующее табу в области морали.

ПАНК-ДЖАЗ (он же ПАНК-ФАНК, НОУ-УЭЙВ и т. д.). В самом конце
70-х — экспериментальная сцена клубов нижнего Ист-Сайда (Нью-
Йорк), представители которой пытались вернуть джазу его
первоначальную простоту и энергию. Используя принципы
минимализма, атональность, ритмические структуры фанка и
диссонирующее пение, они создали довольно своеобразный, хотя и
не слишком музыкальный стиль с сокрушительным ритмом, монотонным
звучанием инструментов и раздражающе-немелодичным вокалом. К
середине 80-х движение распалось, хотя его представители
продолжают действовать в «пограничных областях», между джазом,
роком, авангардом и конкретной музыкой.
В нашей стране панк-джаз оказал влияние на творчество рижской
авангардной школы («Атональный Синдром», «Зга» и др.),
ленинградских «Джунглей» (их программы 1985—1986 гг.),
московских «Николая Коперника» и «Асфальта».

ПОП-РОК. В двух словах — эстрада, из соображений конъюнктуры
и текущей моды снабженная теми или иными атрибутами рока (от
костюмерии и причёсок до гитарных соло и других аранжировочных
моментов). Собственно к року отношения не имеет. У нас в этот
раздел попадают все «перестроившиеся» ВИД и их производные.

ПОСТ-ПАНК (англ, «post punk» — «после панка»). Совокупность
музыкальных форм, возникших в рок музыке после 1980 г. (см.
НОВАЯ ВОЛНА). Часто в более узком смысле под пост-панком
понимают генерацию групп, характерными чертами которых является
использование принципов минимализма и ориентация на чистый
гитарный (без синтезаторов и
-276-
сэмплерной техники) звук: «Петля Нестерова», «Раббота Хо»,
«Беглец», «Дурное Влияние» и т. п.

ПРОГРЕССИВ, ПРОГРЕССИВНЫЙ РОК. Ничего особенно прогрессивного
в этой музыке нет, этот термин в начале 70-х применялся к
группам, вышедшим из андерграунда и группировавшимся вокруг
независимых фирм «Айлэнд», «Крайзелис», «Вирджин» и «Каризма».
Используя элементы арт- и джаз-рока, блюзовые структуры,
нетрадиционные форматы (номера могли звучать от трех минут до
получаса) и более глубокую поэтически и претендующую на некую
философичность текстовую основу, эти музыканты создали стиль
интеллектуальный и доступный одновременно. Впоследствии движение
расслоилось, породив откровенно скучный АОР («рок для
взрослых»), монументально-напыщенный арт-рок и его коммерческую
форму в виде помпезного рока.
В нашей стране термин конкретного приложения не имеет, хотя
те или иные черты «прогрессивного» мировоззрения были присущи
многим группам 70-х.

РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ. Одна из основных формул рока, сформирована в
середине 50-х в Чикаго и, будучи имплантирована в белую
британскую поп-сцену, дала жизнь большинству последующих
направлений и форм собственного рока В 60-х и 70-х ритм-энд-блюз
у нас пытались играть многие, хотя мало у кого это получалось —
отметить следует прежде всего Алекса Уайта (Алексей Белов) и
«Удачное Приобретение» в Москве», Пита Андерсона в Риге, Юрия
Ильченко, «Мифов» и «Манию» в Ленинграде и т. д. Сегодня блюз
остаётся доминирующим элементом в творчестве рижского «Цемента»,
ленинградских «Опытов Александра Ляпина», донецкого «Дикого
Мёда» и ряда других групп. В Риге и Харькове в конце 80-х
проходили специализированные блюзовые фестивали.

РОК-ОПЕРА. Стремление рок-музыкантов к усложнению и
«академизации» своего слишком уж несерьезного жанра, с одной
стороны, и желание композиторов-академистов приблизиться к
запросам широкой аудитории — с другой вызвали появление такой
странной вещи, как рок-оперы. Если сочинения рок-музыкантов
были, как правило, песенными циклами, мало похожими на настоящие
оперы, но имеющими сквозной сюжет, то рок-оперы серьезных
композиторов (прежде всего Э. Л Уэббера) приближались к
традициям Брехта и Вайля, т. е. заменяли традиционные арии,
дуэты и хоры мелодически ясными и напоминающими песни номерами,
т. н. «зонгами». В русле той же традиции была написана и первая
отечественная рок-опера А. Журбина и Ю. Димитрина «Орфей и
Эвридика», исполненная в 1975 г. «Поющими Гитарами». Позже
количество рок-опер увеличивалось с ужасающей быстротой, однако
внимания среди них заслуживали немногие: «Фламандская Легенда»
Р. Гринблата в исполнении тех же «Поющих Гитар», «Сказание о
Емельяне Пугачёве» «Ариэля», «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» и
«Юнона и Авось» А. Рыбникова, поставленные Московским Ленкомом
при участии группы «Аракс».

РУССКИЙ РОК, НАЦИОНАЛЬНЫЙ РОК. За неимением лучшего, этим
термином обозначают направление в отечественном рок-движении,
ориентированное на соединение традиций рок-н-ролла и русского
мелоса —
-277-
в известном смысле более адекватным был бы термин НЕО-ФОЛК-РОК.
Ведущими представителями РУССКОГО РОКА являются группы «ДДТ» (в
песне которой он и прозвучал впервые), «Облачный Край», «Чайф»,
«Веселые Картинки».

РЭГГЕЙ. Современная музыкальная традиция Ямайки.
Сформировалась под воздействием более старых ритмо-мелодических
структур Карибского архипелага, культовых песнопений и Нью-
Орлеанского блюза 60-х на рубеже 70-х. Происхождение термина
неясно, но впервые он прозвучал в песне «Toots & The Maytals»
«Do The Reggae» (1968 г.). Формирование рэггей и сопутствующей
стилю религиозно-философской концепции рас-тафарианизма (учения,
призывающего к объединению и реэмиграции в Африку чернокожих
всего мира) завершилось в начале 70-х и нашло воплощение в
творчестве Боба Марли, Питера Тоша, Джимми Клиффа и т. д.
Вовлечение британских исполнителей рэггей в движение новой волны
сделало их музыку массово популярной и вызвало появление белых
эпигонов.
Элементы рэггей (характерные ритмические структуры,
узнаваемое звучание перкуссии и баса, особая манера
интонирования встречаются у многих групп (достаточно вспомнить
«Вавилон» и «Аристократа» «Аквариума», «Брата Исайю» «Выхода» и
т.п., хотя они и не имеют соответствующей философской
подоплеки).
Наверное, единственной последовательной группой, играющей в
нашей стране рэггей, остаётся калининградский «Комитет Охраны
Тепла».

РЭП. Вокальная манера, впервые появившаяся в начале
восьмидесятых в арсенале американских диск-жокеев, хотя ещё
раньше практиковалась на Ямайке под названием «тоустинг».
Представляет собой скороговоркой произносимый текст не всегда
осмысленного содержания, наложенный на ритмический каркас фанка.
В качестве художественного приёма используется во многих формах
современной черной музыки, став крайне популярным к концу 80-х
(появился даже специальный раздел в чартс и отдельная программа
в Эм-Ти-Ви).
В отечественной истории первыми опытами в стиле рэп остаются
работы куйбышевского журналиста и диск-жокея Александра Астрова
и группы «Час Пик». Отдельные номера, использующие вокальную
технику рэп, присутствуют и у других исполнителей.

СКА. Болеэ архаичная, нежели рэггей, форма фольклора Ямайки.
В 60-е была известна как БЛЮ-БИТ и вместе с мигрантами из Вест-
Индии попала в Великобританию. Оставаясь на протяжении 60—70-х
гг. чисто «расовой», музыка ска стала популярна в конце 70-х
вместо с фольклором другкх этнических меньшинств с появлением
интеррасових групп, осязанных с независимой манчестерской фирмой
«2-Тоун» («Selector», «Specials», «Beat»), что позволило ей
добиться успеха на мировом уровне. Сегодня одной из наиболее
близких к традициям ска групп являются «UB-40».
В нашей страно пионерами ска стали ленинградские «Странные
игp{;. Позже элементы ска успешно ассимилировали в своем
творчестве и другие группы, в частности московская «Бригада С».
-278-
ТЕХНО-РОК. То же, что и АРТ-РОК (см. выше).

ТЕХНО-ПОП. «Побочный продукт» деятельности западногерманской
школы электронной музыки (Конни Планк, «NEU», «Kraftwerk», Клаус
Шульце) прошедшего десятилетия, ТЕХНО-ПОП неожиданно вышел на
большую арену в середине 80-х, когда аудитория, уставшая от
крупных форм арт-рока, нигилизма панков и примитивного гедонизма
массовой эстрады, нашла в этой музыке комфортную и не требующую
усилий для восприятия замену интеллектуальному року 70-х. Пышные
аранжировки, массированное использование современной
компьютерной техники, лапидарные танцевальные ритмы — ТЕХНО-ПОП
вскоре превратился в ещё одну разновидность развлекательной
электронной музыки, лишь по традиции рассматриваемую как часть
рока. Очень близко к музыке ТЕХНО-ПОП стоит ЭЛЕКТРО-ПОП,
отличающийся разве что большей простотой и свободой в выборе
мелодической основы — от поп музыки до фанка.

ФАНК, ФАНКИ (от англ, «funk» — «пугающий», «лихорадочный»).
Сам этот термин родился в джазе 50-х, где означал не столько
стиль игры, сколько определенное психическое состояние. Позже с
названием ФАНК стали ассоциировать определенные ритмические
структуры, в конце 60-х перекочевавшие в арсенал ряда
исполнителей соул, в частности Джеймса Брауна и Джорджа
Клинтона, создавших своего рода экспериментальную фанк-школу
своими группами «Parlament» и «Funkadelc». Для фанка характерны
акцентированный ритм и обилие перкуссии, синкопированные
однообразные фигуры баса, сокращенная до минимума гитара и
нервный, эмоционально перегруженный вокал. В 80-е фанк
разделился на ряд более специальных направлений: от
ортодоксального следования «канонической» манере Брауна до
вполне коммерческой рок-музыки, в которой технические приемы
фанка лишь придают своеобразия традиционному песенному материалу
(см. также ПАНК-ДЖАЗ).
В отечественной практике групп, играющих «чистый» фанк, не
наблюдается, однако многие исполнители берут на вооружение те
или иные его элементы (например технику слэпа — особой игры на
бас гитаре), как это имеет место в случае ленинградских
«Бриллиантов от Неккермана».

ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ РОК. Конечно, это не жанровое определение,
но, поскольку оно прочно вошло в повседневный язык рок-
журналистики, его необходимо пояснить. С самого начала
существования филармонической системы ВИА она пополнялась во
многом за счет бывших рок-музыкантов. Когда в самом начале 80-х
наступила легкая оттепель в отношении к року, отдельные ВИА в
значительной мере модернизировали свой репертуар, включив в него
собственный материал и осовременив звучание. Плюс — ряд ранее
самодеятельных групп в полном составе и сохранив собственное
лицо перешли на рельсы профессиональной работы («Машина
Времени», «Автограф», «Рок-Ателье», «Аракс»).
С началом легализации рок-н-ролла профессиональный статус
музыкантов перестал играть сколько-нибудь важное значение,
однако «рок-бум» 1986—1988 гг. вызвал к жизни вторую волну проф.
рок-групп, в массе своей безликих и конъюнктурных и
ориентированных на коммерческий хард-энд-хэви («Мономах»,
«Радмир», «Маршалл», «Джокер», «XX Век», «Раунд», «Супер Р» —
продолжать можно до бесконечности).
-279-
ФОЛК-РОК (англ, «folk» — «народный»). Формы рок-музыки, в
которых мелодическая основа построена либо на прямых
заимствованиях из фольклора, либо на фолк-стилизациях. На Западе
фолк-рок — огромный пласт рок-культуры, имеющий собственную
аудиторию, специализированные фирмы грамзаписи, огромные тиражи
пластинок и растущий постоянно ареал распространения — за счет
взаимопроникновения фольклорных традиций разных стран, что
получило название УОРЛД-МЮЗИК (от англ, «world» — «всемирный»).
В отечественной практике первые попытки синтеза фольклора и
рок-формул были предприняты рядом ВИА в конце 60-х — начале 70-х
(«Песняры», «Ариэль»). Несмотря на ряд интересных и
действительно творческих работ, отечественный фолк-рок быстро
выродился в конъюнктурно-спекулятивный и безадресный китч, во
многом дискредитировавший всю идею. Позже предпринимались
отдельные попытки восстановить отношения фолка и рока (сюита
Градского «Русские Песни», работы туркменской группы «Гюнеш»,
фольклорные эпизоды «Поп-Механики» С. Курёхина и т.п.), однако,
единого фолк-рок-движения у нас в стране нет.

ФЬЮЖН (англ, «fusion» — «сплав»). Название современных форм
ДЖАЗ-РОКА (см.).

ХАРД-РОК (англ. «hard» — «жесткий»). Первоначально —
энергичный и жесткий рок-н-ролл ранних рокеров — особенно в
сравнении со «сладким» звучанием поп-звезд начала 60-х. В эпоху
мереи-бита, блюз-бума, психоделии — на всем протяжении 60-х —
хард-рок находился «в опале», но всегда находил свою аудиторию.
В конце 60-х его агрессивное и динамичное звучание, усиленное
звуком клавишных (ранее хард-рок обходился гитарами) и слегка
«облагороженное» использованием элементов арт-рока и блюзовых
ритмо-мелодических формул стало вновь актуально и популярно.
Смыкаясь на одном фланге с ПРОГРЕССИВНЫМ РОКОМ, а на другом — с
бескомпромиссными приверженцами традиционного буги, ХАРД-РОК
успешно пережил семидесятые, хотя в конце десятилетия на время
потерял публику, но три года спустя возродился «в составе»
движения ХАРД-ЭНД-ХЭВИ.

ХАРД-ЭНД-ХЭВИ. См. ХЭВИ-МЕТАЛЛ.

ХЭВИ (англ, «heavy» — «тяжелый»). Вторая блюзовая волна конца
60-х («Cream», «Jeff Beck Group», «Led Zeppelin», «Fleelwood
Mac») и близкие к ним «психоделические» группы (типа «Blues
Magoos») взяли на вооружение и довели до абсолюта приём создания
ощущения «тяжести» у слушателя, «изобретенный» десятью годами
раньше блюзменами Чикаго. Позже использовался как синоним для
описания музыки групп, игравших «тяжелый» ритм-энд-блюз и — как
антитеза ХАРД-РОКУ — для указания на блюзовую основу
исполнявшегося номера. К понятию ХЭВИ-МЕТАЛЛ прямого отношения
не имеет.

ХЭВИ-МЕТАЛЛ. Наряду с новой волной ХЭВИ-МЕТАЛЛ — наиболее
популярное, но и наиболее коммерциализированное направление в
роке 80-х.
-280-
Хотя сам термин ХЭВИ-МЕТАЛЛ (как известно позаимствованный из
книги Уильяма Берроуза «Обнажённый завтрак») используется с
начала 70-х, современная школа стиля имеет слабое отношение к
эстетике ХЭВИ и ХАРД-РОКА 70-х
Нынешний ХЭВИ-МЕТАЛЛ возник в начале 80-х как реакция на
непрофессионализм и коммерческую несостоятельность панк-рока,
хотя его адепты, объединенные прессой под именем «новая волна
британского хэви-металла'> (отсюда и название), прошли в
большинстве своем школу панк-рока и позаимствовали у него темы,
монотонность и некоторые исполнительские приёмы. Позже стилевое
сходство сблизило их с исполнителями хард-рока, сохранившими
верность своей музыке с 70-х. Совокупность всей «тяжёлой» музыки
получила в прессе название ХАРД-ЭНД-ХЭВИ. Наиболее коммерчески
успешная форма ХАРД-ЭНД-ХЭВИ — т н. «мелодический» или
«гармонический» металл — едва ли имеет отношение к року: это
слегка утяжелённая (часто за счёт внешних атрибутов) поп-музыка.
Внутри ортодоксального МЕТАЛЛА также имеется ряд течений,
отличающихся набором стилевых приёмов, внешними атрибутами или
тематикой (ТРЭШ, СПИД, БЛЭК-МЕТАЛЛ и т. п.).

ЭЛЕКТРОННЫЙ РОК. Условный термин, объединяющий исполнителей,
ориентированных на использование синтезаторов как главного
выразительного средства. В чистом виде был популярен в начале 70-
х, позже сохранился лишь в виде «полигона» для испытания новой
компьютерной и т. п. техники, а также в качестве декоративного
элемента в других стилях.
Категория: интересная информация | Добавил: phoenix (17.10.2010)
Просмотров: 4870 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
видео дня

Кабинет
Суббота
23.09.2017
08:42



Баннера/реклама

Дети Земли

Каталог сайтов KNEHT.com http://warriors.ucoz.ua/

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск


Copyright MyCorp © 2017

Сделать бесплатный сайт с uCoz